Здравствуйте Друзья! Меня зовут Инна.

Я наконец-то решила создать свой блог.
За те долгие 5 лет освоения профессии психолога у меня накопилось много материала по разным отраслям психологии и я хотела бы поделиться своими наработками с вами.
Начну с очень интересного задания и, на мой взгляд, очень полезного. Я не помню по какой из дисциплин нам было задано это делать, но пригодится всем. Задание состоит в следующем: необходимо было составить картотеку по психологической литературе, т.е. Ф.И.О. автора, название и краткое содержание (очень краткое). Вот что из этого получилось:
АнуфриевА.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения.-3е изд., - М.: Издательство "Ось - 89", 2001.
Книга представляет собой практическое пособие по диагностике типичных трудностей, возникающих в процессе обучения детей, их локализации и последующей коррекции при помощи психодиагностических методик и коррекционных упражнений. Психодиагностические таблицы, методики и коррекционные упражнения систематизированы в группы развития речи, памяти, внимания, наглядно-образного и логического мышления, личностно-мотивационной сферы. Книга полезна родителям, дедушкам и бабушкам, преподавателям и воспитателям детских садов и школ....
В учебном пособии обобщен и представлен эмпирический материал о психическом развитии ребенка от рождения до начала юношеского возраста.
В книге дано практическое изучение психодиагностики творческой одаренности личности, и изучение проблем творческой одаренности. А также рассмотрено практическое применение вербального теста творческого мышления "Необычное использование".
Аксенова Ю.А. Символы мироустройства в сознании детей. Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
В данной книге отражен психологический аспект исследования картины мира у детей. Дано теоретическое описание проективных тестовых методик для исследования личности детей.
Андреева А.Д., Вохмянина Т.В., Дубравина И.В. Руководство практического психолога: готовность к школе: развивающие программы. метод.пособие.-М.: Изд. "Академия", 1999.
В пособии приводятся развивающие программы для дошкольников, диагностический материал определения готовности детей к школьному обучению и практический материал психологической помощи детям. А также дается обширная характеристика различных видов школьных неврозов.Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка.-М.:АСТ-Пресс, 1999-432с.
В книге даны ответы на многочисленные проблемы, возникающие при воспитании детей дошкольного возраста. Особенно интересно ознакомиться с вопросами экспресдиагностики школьной зрелости. Есть раздел "Диагностика семьи". Рассматривается проблема больных детей и заболеваний дошкольников.
Безруких М.Н., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу: Знаете ли вы своего ученика? -М.: изд. центр "Академия ", 1996.-240с.
В книге раскрываются особенности психического и физиологического развития детей младшего школьного возраста, даются практические рекомендации по коррекции трудностей адаптации детей к школе.
Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе.-М.: Совершенство, 1998.-298с.
В книге излагается целостная авторская модель организации психологической службы в школе. Предоставлена схема планирования работы школьного психолога в течении учебного года, авторские варианты содержательного наполнения основных направлений его работы: диагностической, коррекционно-развивающей, консультационной и др. Особое внимание уделено вопросам взаимодействия психолога с педагогами, детьми, школьной администрацией. В книге также дана система психолого-педагогических требований к содержанию статуса первоклассника, система требований к содержанию статуса ученика 3-5 класса и т.д.
Брайн Шелби. Тесты для детей.
В данной книге представлены объяснения поэтапного развития личности ребенка, а также дан практический материал в виде тестовых методик и рекомендаций по их использованию.
Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике.: Спб Питер Ком, 1999- 528с.
Практическое пособие. Эта книга содержит в себе наиболее полный обзор всех психодиагностических методик, образцы стимулирующего материала, информацию о математическом аппарате, приемлемом в психодиагностике.
Васильченко К.В. Путешествие в страну "Я".- Д: Сталкер, 1998 -448с.
В книге дается представление о психологических процессах, свойствах и состояниях личности.
Валлон А. Психологическое развитие ребенка- СПб: Питер. 2001 - 208с.
В данной книге представлены факторы психологического развития ребенка, деятельность ребенка и его умственное развитие, основные этапы эмоциональной и познавательной сфер психики ребенка.
Выготский Л.С. Вопросы детской психологии.-СПб.: Союз, 1999, 224с.
Книга посвящена основным проблемам детской психологии: общим вопросам периодизации детства, переходу одного возрастного периода к другому, характерным особенностям развития в отдельные периоды детства.
Гильбух Ю.З. Методика отслеживания успеваемости и психического развития учащихся общеобразовательной школы.-Киев, научно-практич. центр.1994.-38с.
В пособии представлен комплекс методик для отслеживания некоторых аспектов нравственного развития младшего и среднего школьного возраста, отслеживание умственного развития школьников.
Гордеев В., Александрович И. Методы исследования развития ребенка. Качество жизни (QOL) - новый инструмент оценки развития детей. - СПб.: Речь, 2001.- 2000с.
В книге описаны различные способы исследования уровня развития ребенка, методы выявления пограничных расстройств развития; приводятся модифицированные и адаптированные шкалы для оценки уровня психического, физического и социального уровня развития детей.
Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе.-М.: Академический проект, 2000- 184с.
В данной книге подробно излагается методика развития познавательного интереса у детей, а также учебной мотивации и произвольного поведения в учении. Подробно рассказывается, что такое группа развития и как правильно ее вести. В приложении даны игры на развитие мышления, внимания, памяти, моторики и др. В книге рассмотрен феномен психологической готовности ребенка к школьному обучению. Дана развивающая программа.
Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества - М.: московский психолого-социальный институт, 2001-194с.
Книга посвящена исследованию влияния усложнения различных видов детской деятельности - игровой, изобразительной, восприятия и переживания сказки на развитие творческого потенциала ребенка дошкольного возраста.
Забрамная С.Д. От диагностики к развитию: материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ. Серия "Школа для всех".-М.: новая школа, 1998.-144с.
В книге даны общие рекомендации к использованию материалов и проведению обследования, описания заданий для психолого-педагогического обследования детей 3-5 лет, 5-7 лет, а также учащихся 1-3 классов. Содержит стимулирующий материал для каждой методики описанной в книге, как в цветном варианте так и в черно-белом.
Зак А.З. Как развивать творческое мышление у детей 5-6 лет. Серия.Выпуск 15.-М.:"Фолиум", 1994 -56с.
Книга содержит 39 занятий с детьми 5 и 6 лет для развития авторского мышления. Материалы включают конспекты индивидуальных занятий, указания к проведению их в групповой форме, разнообразные задачи для самостоятельного решения и составления.
Коломинский Я.Л., Панько Л.В. Учителю о психологии детей 6 летнего возраста.-М.: Просвещение, 1988.
В книге изложены основные закономерности психического развития детей 6 летнего возраста. Показаны особенности игры, учебной, конструктивной, изобразительной деятельности, раскрыты особенности их мышления, воображения, памяти восприятия, речи, внимания, а также положение ребенка в "детском обществе" и его отношения со взрослыми.
Коротаева Е.В. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение.-М.: "КСП", институт психологии РАН, 1997-244с.
В данном пособии анализируются проблемы активизации познавательной деятельности учащихся с учетом современных педагогических позиций.
Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников.-М.: "Просвещение", 1976-303с.
В книге дана психолого-педагогическая характеристика младшего, среднего и старшего школьного возраста, изложены основы обучения и воспитания школьников, освящены особенности психологии учительского труда.
Кузьмин А.М., Кузьмина Л.В. Дневник развития ребенка от рождения до трех лет.-М.: "Когито-центр", 2001. -74с.
В дневнике приводятся современные данные об основных закономерностях психического и двигательного развития детей от рождения до трех лет. Таблицы, входящие в дневник, содержат место для регистрации достижений малыша, что дает возможность родителей самостоятельно оценить ход развития своего ребенка.
Матюшкин А.М. Загатки одаренности: проблемы практической диагностики.-М.: школа-пресс, 1993.
Данное приложение содержит справочные сведения, различные диагностические шкалы интеллекта и одаренности, созданные Г.О. Россолимо, А. Бине, П. Торренсоном.
Мухина В.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов.-М.: Издательский центр "Академия".-432с.
Книга интересна тем, что в ней раскрываются общие понятия о развитии детей дошкольного и школьного возраста (гл 6 и 7). Такие вопросы как особенности общения, умственное развитие (память, мышление, речь и т.д.), личность ребенка, основные виды деятельности.
Мухина В.С. Детская психология.- М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во Эксмо-пресс, 2000-352с. (Серия Мир психологии).
В книге дается понятие о развитии психики ребенка, развитии личности дошкольника, развитии мотивов поведения и формировании сознания в дошкольном возрасте. Формирование нравственных качеств, развитие чувств, воли, речи, сенсорное развитие.
Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник.-М.: Педагогическое общество России, 2001.-442с.
Данный учебник включает в себя зарубежные и отечественные истории, многообразный фактический материал, проблемы решаемые наукой и практикой в области возрастной психологии. Теоретическое пособие. Полезным в этой книге является то, что рассмотрены концепции разных авторов развития ребенка. А также в главе 8 рассмотрены вопросы дошкольного возраста, кризиса 7 лет и проблема готовности к школьному обучению, рассмотрены вопросы младшего школьного возраста.
Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе.-М.: ТЦ "Сфара", 1996.-240с.
В книге рассмотрен ряд вопросов важных не только для психолога, но и для родителей. Такие как: готовность ребенка к школе (даны методики и критерии готовности), адаптация в школе
(предложена программа коррекции дезадаптации стр.27), коррекция школьных страхов и тревожности у младших школьников, методы развития произвольности. Также в книге рассмотрены дети социально и педагогически запущенные и как им помочь. Даны рекомендации и советы.
Овчарова Р.В. Справочная книга практического психолога.-2е изд., дораб.-М.: "Просвещение", "Учебная литература", 1996.-352с.
В кнге предложен опыт организации психологической службы в школе, тактики. Также предложен ряд задач школьного психолога, предоставлены авторские модели, даны рекомендации по работе с учащимися, учителями, родителями, приводятся адаптированные методики. К книге изложена информация о том, как школьному психологу работать с семьями учащихся (диагностика семьи и семейного воспитания, изучение личностных особенностей родителей, основы коррекционной работы с семьей).
Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция.-М.: Академический проект, 1999.-208с.
Руководство практического психолога представляет собой исследование особенностей мышления и личности ребенка с позиции системного подхода изучения психики. Описание методик, направленных на выявление особенностей мышления и личности ребенка.
Оклендер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии.-М.: Независимая фирма "Класс", 1997.- 336с.
В книге рассмотрены подходы к проникновению во внутренний мир ребенка, типичные для детства проблемы и особенности поведения. Описываются специфические проблемы поведения: агрессия, страх, аутизм, гиперактивность и отчуждение. Оцениваются взаимоотношения в группе, в семье, взаимодействие со взрослыми. рассматриваются проблемы школы и обучения. Книга интересна будет не только для психологов, но также для воспитателей, учителей и родителей.
Осипова А.А. Введение в теорию психокоррекции.-М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-воНПО "Модек", 2000 -320с.
В книге дана классификация видов психокоррекции по различным классификационным признакам; сформулированы основные принципы, цели и задачи психокоррекционной работы; проанализированы основные направления в зарубежной прсихокоррекционной теории; рассмотрены особенности индивидуальной и групповой форм психокоррекции и даны практические рекомендации по их использованию.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учеб. пособие-М.: Владос, 1996-529с.
В книге представлены системы диагностических и коррекционных методик. Теоретический материал замечательно подкреплен практическими методами, методиками и коррекционными программами.
Самоукина Н.В. "Игры в которые играют..." Психологический практикум -г. Дубна, издательский центр "Феникс", 1996.-160с.
В книге изложены игровые методы психологической помощи учителю, психологические игры для учителей, позиционные игры (игры-коммуникации), методы разрешения педагогических конфликтов, развивающие игры для подростков и старших школьников.
Соколов Д.Ю. Сказки и скозкотерапия - изд. 2е, исправленное и дополненное.-М.: независимая фирма "Класс", 1997 - 160с.
Эта книга - целый мир, где сказочные герои и научные идеи дружат, водят хоровод и превращаются друг в друга. Это получается если работать с детьми, думая по-взрослому и отдавая предпочтение законченному литературному тексту. Просто сказки; рассказы о том, как они получились; психология теории - зачем это все нужно - и много разных точек зрения на взаимопроникновение "фантазии" и "реальности".
Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста.-М.: "Памятники исторической мысли", 1995 -96с.
В книге представлена количественная оценка интеллекта в системе психолого-педагогической диагностики, рассмотрена изобразительная деятельность как показатель психического развития. Предоставлен тест "Нарисуй человека" - как метод диагностики интеллекта, отражающий в рисунке особенности личности и межличностных отношений. Раскрыты особенности практического использования рисуночного теста.
Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений. -М.: издательский центр "Академия", 1996.
В книге рассмотрены общие вопросы детской психологии (от рождения до 7 лет). Детально рассмотрены вопросы развития деятельности дошкольника (бытовой, трудовой, игровой, продуктивных видов), развития познавательных процессов дошкольника (внимание, речь, сенсорика, память, воображение, мышление), развитие личности дошкольника (самосознание, воля, эмоциональное развитие, нравственное, темперамент, способности). Также в книге рассмотрен вопрос психологической готовности к обучению в школе (рассмотрены компоненты психологической готовности к школе). Материал переплетается с примерами, также указана рекомендуемая литература. Дана программа по курсу "дошкольная психология" и словарь основных психологических понятий.
Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии.-М.: Просвещение: Владос, 1995.-291с.
В книге предложены методики направленные на изучение основных видов деятельности дошкольника (игра, конструирование, рисование, труд, учение), важнейших сфер личности (самосознание, мотивы поведения, воля, эмоции и чувства), общение ребенка со взрослыми и сверстниками, познавательных процессов (внимание, речь, восприятие, память, воображение, мышление).
Фридман Л.М., Кулагина. Психологический справочник учителя.- второе изд.-М.:изд-во "Совершенство", 1998.
В книге рассмотрены все основные вопросы развития школьника (типологическое, индивидуальное, личностное). Также кратко рассмотрены вопросы - деятельность и общение, воспитание и обучение школьников. Данную книгу можно использовать как опорный конспект.
Хухлаева О.В. Лесенка радости.-М.: изд. "Совершенство", 1998.-80с.
В книге описаны принципы психопрофилактика и психокоррекции негативных отклонений в развитии личности дошкольников и младших школьников. Выделены основные направления работы с детьми. Дана содержательная характеристика направлений работы. Сформирована организационная основа занятий.
Черепанова Е. Психологический стресс. Помоги себе и ребенку..-М.: издательский центр "Академия", 1996.-96с.
Эта книга дает представление о переживаниях детьми обид, потери близких; научит вовремя распознавать психическую травму.
Чистякова М.И. Психогимнастика /под. ред. М.И. Буянова - 2е изд.-М.: Просвещение. Владос, 1995.-160с.
В пособии изложена методика развития и комплексной коррекции различных сторон психики детей дошкольного возраста. Дан курс игровых занятий, направленных на совершенствование внимания, памяти, речи, эмоций.
Шаграева О.А., Кошелева А.Д., Переезда В.И., Филиппова Г.Г. Детский практический психолог: программы и методические материалы. -М.: Изд-во центр "Академия", 2001.-256с.
В книге представлены методики проведения практических занятий, изучение особенностей развития детей, методы поведения психологического консультирования.
Шмелев А.Г. и коллектив. Основы психодиагностики. Уч. пособие для студентов пед. ВУЗОВ .- Москва, Ростов-на-Дону: "Феникс", 1996.-544с.
В учебном пособии освещаются общие принципы, методы и конкретные проблемы студентов - будущих учителей и будущих психологов, работающих в школе. Цель книги - радикальное повышение уровня грамотности педагогического коллектива. Психодиагностика и образование, психодиагностика обслуживания необходимая воспитателю.
Эльконин Д.Б. Детская психология.-М.,1960.
В книге представлены материалы о психическом развитии ребенка от рождения до поступления в школу.
Детская практическая психология: Учебник/ Под. ред. проф. Т.Д. Марцинковской.- М.: Гардарики, 2001.-255с.
В книге рассмотрены вопросы особенности психического развития детей дошкольного возраста (от новорожденности до школьного возраста) и подходы к диагностике, направления профессиональной деятельности практического психолога в условиях детского дошкольного учреждения (психодиагностика, психокоррекция), даны психокоррекционные игры и занятия для детей с трудностями в общении. И предоставлен словарь терминов.
Как понять ребенка? -СПб.: Фолио-Пресс, 1998 -752с.
Книга содержит системный взгляд на ребенка, культуру мышления, культуру общения. системно описаны практические рекомендации этической педагогики.
Популярная психология для родителей/ Под. ред. А.А. Бодалева.-М.: Педагогика, 1988.-256с.
В книге освещаются вопросы: как вести себя будущей матери, как помочь ребенку в его развитии, как научить ребенка общаться со сверстниками, справляться со школьными трудностями. Также освещаются вопросы рождения личности дошкольника, эмоциональный мир дошкольника, мышление дошкольника, нравственное поведение дошкольника. Особенно интересен раздел "Я иду в школу", где описана модель готовности ребенка к школе А.Л. Венгер, адаптация ребенка к школе. В книге предоставлено много психологических консультаций по интересующим родителей и педагогов вопросам.
Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие/ Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко.-СПб.: Речь, 2002.-694с.
Книга представляет собой сборник психодиагностических методик и содержит информацию обоснованных сферах личности и методиках ее изучения, таких как: диагностика телосложения, психомоторная организация различных возрастов, когнитивное развитие, интеллект и креативность, речь, эмоционально-нравственное развитие личности, потребностно-мотивационная и волевая сферы личности разных возрастных групп, личность в целом, социальное взаимодействие личности. Тесты и методики сопровождаются подробным описанием и дополнены "ключами", что позволяет использовать этот практикум не только психологами и педагогами, но и родителям.
Психолог в детском дошкольном учреждении: методические рекомендации к практической деятельности/ Под. ред. Т.В. Лаврентьевой.-М.: Новая школа, 1996.- 144с.
В книге излагаются основные формы работы психолога с родителями, педагогическим персоналом, организация и проведение обследования детей. К книге также указаны диагностические методики выявляющие уровень умственного развития детей (3-5, 5-7 лет), выявление положения ребенка в группе сверстников и его взаимоотношений с окружающими, диагностика эмоциональных отношений (особенностей) дошкольника с использованием проективных методик.
Психология дошкольника. Хрестоматия/ Сост. Г.А. Урунтаева.- М.: Издательский центр "Академия", 1997.-384с.
В книге представлены работы разных авторов и раскрываются следующие вопросы: развитие деятельности в дошкольном возрасте, развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте и развитие личности дошкольника. В книге раскрываются не только теоретические понятия, но и даются методические указания по их применению, а также примеры из жизни.
Рабочая книга школьного психолога/ Под. ред. И.В. Дубровина, М.К. Аксенова, Е.М. Борисова и др.-М.: Международная педагогическая академия, 1995.-376с.
В книге описаны основные виды и направления деятельности школьного психолога, специфика его работы с учащимися разного возраста, "трудными детьми", детьми оставшимися без попечения родителей. Даны работы А.М. Прихожана "Младший школьник", Н.И. Гуткиной "Основные направления работы с младшими школьниками" и т.д. Изложены общие вопросы организации и деятельности школьной психологической службы. Книга включает работы многих психологов, поэтому будет полезна не только для школьного но и для начинающего практического психолога.
Какую большую работу вы проделали! Спасибо большое за ваш труд, очень полезно.
ОтветитьУдалитьСпасибо, что поделились таким списком.
ОтветитьУдалить