воскресенье, 6 ноября 2011 г.

Полуфабрикаты психологических проблем

Вспоминая свои студенческие деньки и то как трудно было начать разрабатывать какую-нибудь психологическую проблему, в помощь сегодняшним студентам, хочу предложить карточки (у нас это так называлось) с актуальными проблемами на сегодняшний день. В карточках содержится психологическая проблема, ее теоретическое обоснование, методы диагностики и литература, так сказать “полуфабрикат” .


Карточка 1.
Проблема готовности к ранней беременности.
По данным врачей акушеров-гинекологов в последнее десятилетие процент матерей-подростков увеличился на 40%. Поэтому основными вопросами для диагностики являются:
  1. Психологическая готовность к материнству.
  2. Самооценка (период беременности считается переломным и кризисным в жизни женщины).
  3. Самоотношение (самоприятие).
  4. Отношение к другому.
  5. Эмоциональное состояние.
  6. Жизненные ценности, ориентации (планы на будущее).
  7. Взаимоотношения в семье.
Предлагаются следующие методики:
  1. «Психологическая готовность к материнству» Мещарикова С.Ю.
  2. Методика «исследование самооценки» Уварина.
  3. Методика «самоотношение» Столин.
  4. Методика «отношение к другому» Александрова.
  5. Тест Люшера; Шкала сниженного настроения, субдепрессии Зунга.
  6. СЖО.
  7. АСВ.
Литература:
  1. Мещарикова С.Ю. Психологическая готовность к материнству // Вопросы Психологии. – 2000, -№5.
  2. Филлипова С.Р. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии // Вопросы Психологии – 2001, -№2.
  3. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В. Психология и психотерапия семьи. – 2-е изд., расшир. и доп. – СПб.: Питер, 200. – 656с.
Карточка 2.
Проблема психологической помощи детям разведенных родителей.
Положение ел в сегодняшнем цивилизованном мире таково, что развод из явления чрезвычайного приобрел черты относительно «нормальной» тенденции развития общества. По статистическим данным каждый третий брак заканчивается разводом. Общественное мнение двояко реагирует на эту проблему. С одной стороны, оно защищает права на личную свободу, единодушно признавая право на освобождение от неудавшегося или ставшего невыносимым супружества, но в тоже время осуждает его за нанесение неповторимого вреда детям.
Поэтому основными вопросами для диагностики являются:
  1. Эмоциональное состояние матери (мама может передать свои переживания ребенку сама этого не замечая).
  2. Эмоциональное состояние ребенка.
  3. Отношение ребенка к матери и отцу.
  4. Отношение матери к ребенку.
  5. Восприятие матери бывшего супруга.
  6. Планы матери на будущее (как она видит свою жизнь и жизнь ребенка).
  7. Ожидания ребенка.
Предлагаются следующие методики:
  1. ЦТО (цветовой тест отношений).
  2. Методика исследования межличностных отношений ребенка Рене Жиля (адаптирована И.Н.Гильяшевой, Н.Д.Игнатьевой); методика «Три дерева»; методика «Два дома».
  3. КАТ.
  4. Метод беседы (Столин).
  5. Пятилетние отрезки.
  6. Методика рисунок семьи.
Литература:
  1. Видра Д. Помощь разведенным родителям и их детям: от трагедии к надежде. По страницам научных трудов Гельмута Фигдора.-М.: Издательство Института психотерапии, 2000.-224с.
  2. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии/ Под общей редакцией А.А. Крылова, С.А.Маничева.-СПб.: Питер, 2000.-560с.
  3. Райгородский Д.Я. Практическая диагностика: методики и тесты.-Самара: Издательский дом «БАХРАХ», 1998.-672с.
  4. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности.-М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998.-512с.
Карточка №3.
Проблема детского воровства.
Вопрос о нравственном воспитании принадлежит к числу тех, которые сейчас пересматриваются в психологии и культуре самым решительным и коренным образом. Проблема детского воровства практически не изучена психологами. Однако детское воровство весьма распространенное явление, с которым сталкиваются подавляющее большинство родителей. Многие родители испытывают растерянность и даже страх, столкнувшись с этим явлением. Оно относится к так называемым «стыдным» проблемам. На актуальность данной проблемы указывает опрос проведенный в трех городах (ПГТ, Рай.центр, Областной центр). Из 300 опрошенных, 80% считают, что проблему детского воровства необходимо рассматривать в глобальном масштабе.
Поэтому основными вопросами для диагностики являются:
  1. Полевое поведение ребенка.
  2. Развитость чувства собственности ребенка.
  3. Анализ семейных взаимоотношений.
  4. Изучение морального сознания (смысловые установки, определяющие моральное поведение).
  5. Определение самооценки ребенка.
  6. Определение доминирующего инстинкта (для установления связи между доминирующим инстинктом и нравственным поведением).
  7. Оценка ребенком собственного поведения.
Предлагаются следующие методики:
  1. Многофакторный личностный опросник исследования личностных особенностей младших школьников Р.Б. Кеттелл и Р.В. Коан (фактор G).
  2. Опросник АСВ; методика «Рисунок семьи»; методика «Три дерева».
  3. Методика изучения морального сознания Безверхий О.С., Пирус П.П. (1998); диллемы Л.Колберга.
  4. Методика «Лесенки» Щур В.Г.
  5. Методика «Определение доминирующего инстинкта» Гарбузов В.И. (1994).
  6. Этическая беседа (Маркова).
Литература:
  1. Анцифирова Л.И. Связь морального сознания с нравственным поведением человека // Психол. Журнал,-1999.№3.
  2. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова.-М.: Педагогика-Пресс, 1996.-536с.
  3. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия.-СПб, 1994.
  4. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии/ Под общей ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева.-СПб.: Питер, 2000.-560с.
  5. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога.
  6. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности.-М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998.- 512с.
Карточка №4.
Проблема единственного ребенка в семье.
В последнее десятилетие число семей состоящих из трех человек увеличилось на 60%. Причин этому много: финансовое положение семьи, отсутствие постоянного места жительства. Но есть и психологическая причина – нежелание родителей.
Поэтому основными вопросами для диагностики являются:
  1. Психологическая готовность к материнству и отцовству.
  2. Готовность к совместной жизни.
  3. Отношения между мужем и женой.
  4. Планы матери и отца (желание иметь еще детей).
  5. Анализ семейных взаимоотношений. Типы воспитания.
  6. Отношение родителей к ребенку.
Предлагаются следующие методики:
  1. «Психологическая готовность к материнству» Мещерякова С.Ю.
  2. «Готовность к совместной жизни» Е.П. Ильин.
  3. Тест «12 животных».
  4. Пятилетние отрезки.
  5. АСВ.
  6. Шкала отверженности ребенка в семье.
Литература:
  1. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчин и женщин.-СПб.: Питер, 2002.-544с.
  2. Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к материнству// Вопр. Психол..-2000,-№5.
  3. Lifeline и другие новые методы психологии и жизненного пути./ сост. и общ.ред. А.А. Кроника.-М.: Издательская группа «Прогресс» - «Культура», 1993.- 230с.
  4. Баркан А.И. Его величество ребенок./ Художник Н Федорова.-М.: АО «Столетие», 1996.-386с.
  5. Психологический журнал 1998, №3.
  6. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В. Психология и психотерапия семьи. – 2е изд., расшир. и доп.-СПб.: Питер, 2000. – 656с.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Rambler's Top100