суббота, 3 декабря 2011 г.

Диагностика морально-нравственного развития

   Возвращаясь к теме нравственного развития и его диагностики, хочу предложить методику оценки уровня морально-нравственного развития разработанную Л.Кольбергом
  Основываясь на работах Ж.Пиаже по выявлению стадий интеллектуального развития, Л.Кольберг предположил возможность существования универсальных этапов нравственного становления. Его теория нравственного развития связывает понимание нравственности с когнитивным развитием человека. 
  Исследуя человеческие реакции на ряд моральных дилемм, Кольберг установил, что существенным для нравственного развития является не столько решение дилеммы, сколько ход рассуждений, предшествовавших этому решению. Кольберг выделил три уровня нравственных суждений, каждый из которых разделен на два этапа. Он полагал, что люди последовательно проходят через эти этапы, независимо от своей культурной принадлежности или образования, хотя многие могут и не достичь наиболее высокой стадии развития. Вот два главных фактора, влияющие на переход от одного этапа к другому: 1. Неравновесное состояние: ребенок сталкивается с моральной проблемой и замечает недостатки в своем подходе к ней. В этом ему часто помогает мнение взрослых, особенно родителей. 2. Расширение перспективы: взрослея, дети приобретают способность рассматривать проблемы из перспективы других людей. Ребенок, который находится на доконвенционном уровне развития рассматривает проблему из перспективы ее последствий лично для себя, в то время как ребенок, достигший конвенционного уровня, способен рассматривать проблему из перспективы других людей. 
   
Три основных уровня моральных суждений: преконвенциональный, конвенциональный и постконвенциональный. 
  Преконвенциональный уровень отличается эгоцентричностью моральных суждений. Поступки оцениваются главным образом по принципу выгоды и по их физическим последствиям. Хорошо то, что доставляет удовольствие (например, одобрение); плохо то, что причиняет неудовольствие (например, наказание). 
   Конвенциональный уровень развития моральных суждений достигается тогда, когда ребенок принимает оценки своей референтной группы: семьи, класса, религиозной общины… Моральные нормы этой группы усваиваются и соблюдаются не критично, как истина в последней инстанции. Действуя в соответствии с принятыми группой правилами, становишься «хорошим». Эти правила могут быть и всеобщими, как, например, библейские заповеди. Но они не выработаны самим человеком в результате его свободного выбора, а принимаются как внешние ограничители или как норма той общности, с которой человек себя идентифицирует. 
   Постконвенциональный уровень развития моральных суждений редко встречается даже у взрослых людей. Как уже говорилось, его достижение возможно с момента появления гипотетико-дедуктивного мышления (высшая стадия развития интеллекта, по Ж.Пиаже). Это уровень развития личных нравственных принципов, которые могут отличаться от норм референтной группы, но при этом имеют общечеловеческую широту и универсальность. На данной стадии речь идет о поиске всеобщих оснований нравственности. 
   В каждом из названных уровней развития Л.Кольберг выделял несколько стадий. Достижение каждой из них возможно, по мнению автора, только в заданной последовательности. Но жесткой привязки стадий к возрасту Л.Кольберг не делает. 

Стадии развития моральных суждений по Л.Кольбергу: 

Стадия
Возраст
Основания морального выбора
Отношение к идее самоценности человеческого существования
Преконвенциональный уровень
0
0-2
Делаю то, что мне приятно
-
1
2-3
Ориентация на возможное наказание. Подчиняюсь правилам, чтобы избежать наказания
Ценность человеческой жизни смешивается с ценностью предметов, которыми этот человек владеет
2
4-7
Наивный потребительский гедонизм. Делаю то, за что меня хвалят; совершаю добрые поступки по принципу: «ты – мне, я – тебе»
Ценность человеческой жизни измеряется удовольствием, которое доставляет ребенку этот человек
Конвенциональный уровень
3
7-10
Мораль «пай-мальчика». Поступаю так, чтобы избежать неодобрения, неприязни ближних, стремлюсь быть (слыть) «хорошим мальчиком», «хорошей девочкой»
Ценность человеческой жизни измеряется тем, насколько этот человек симпатизирует ребенку
4
10-12
Ориентация на авторитет. Поступаю так, чтобы избежать неодобрения авторитетов и чувства вины; выполняю свой долг, подчиняюсь правилам
Жизнь оценивается как сакральная, неприкосновенная в категориях моральных (правовых) или религиозных норм и обязанностей
Постконвенциональный уровень
5
После 13
Мораль, основанная на признании прав человека и демократически принятого закона. Поступаю согласно собственным принципам, уважаю принципы других людей, стараюсь избежать самоосуждения
Жизнь ценится и с точки зрения ее пользы для человечества, и с точки зрения права каждого человека на жизнь
6
После 18
Индивидуальные принципы, выработанные самостоятельно. Поступаю согласно общечеловеческим универсальным принципам нравственности
Жизнь рассматривается как священная с позиции уважения к уникальным возможностям каждого человека

   В ряде экспериментов, посвященных нравственному развитию детей, он ставил детей и подростков перед гипотетическими моральными дилеммами. 
Девять гипотетических дилемм 
Форма А 
Дилемма III. В Европе женщина умирала от особой формы рака. Было только одно лекарство, которое, по мнению докторов, могло бы ее спасти. Это была форма радия, недавно открытая фармацевтом в этом же городе. Изготовление лекарства стоило дорого. Но фармацевт назначил цену в 10 раз больше. Он заплатил 400 долларов за радий, а назначил цену 4000 долларов за небольшую дозу радия. Муж больной женщины, Хайнц, пошел ко всем своим знакомым, чтобы взять взаймы денег и использовал все легальные средства, но смог собрать лишь около 2000 долларов. Он сказал фармацевту, что жена умирает и просил его продать дешевле или принять плату позднее. Но фармацевт сказал: «Нет, я открыл лекарство и собираюсь хорошо на нем заработать, использовав все реальные средства». И Хайнц решил взломать аптеку и украсть лекарство. 
Должен ли Хайнц украсть лекарство? Почему да или нет? 
(Вопрос поставлен с тем, чтобы выявить у субъекта моральный тип и должен рассматриваться необязательным). Хорошо или дурно для него украсть лекарство? 
(Вопрос поставлен с тем, чтобы выявить у субъекта моральный тип и должен рассматриваться необязательным.) Почему это правильно или дурно? 
Есть ли у Хайнца обязанность или обязательство украсть лекарство? Почему да или нет? 
Если бы Хайнц не любил свою жену, должен ли был он украсть лекарство для нее? (Если субъект не одобряет воровство, спросить: будет ли различие в его поступке, если он любит или не любит свою жену?) Почему да или нет? 
Предположим, что умирает не его жена, а чужой человек. Должен ли Хайнц стащить лекарство для чужого? Почему да или нет? 
(Если субъект одобряет кражу лекарства для чужого.) Предположим, что это домашнее животное, которое он любит. Должен ли Хайнц украсть, чтобы спасти любимое животное? 
Почему да или нет? 
Важно ли для людей делать все, что они могут, чтобы спасти жизнь другого? Почему да или нет? 
Воровать – противозаконно. Дурно ли это в моральном отношении? Почему да или нет? 
Вообще, должны ли люди пытаться делать все, что они могут, чтобы повиноваться закону? 
Почему да или нет? 
(Этот вопрос включен, чтобы выявить ориентацию субъекта и не должен считаться обязательным.) Осмысливая снова дилемму, что бы вы сказали, какая самая ответственная вещь, которую нужно сделать в этой ситуации Хайнцу? Почему? 
(Вопросы 1 и 2 Дилеммы III1 не являются обязательными. Если вы не хотите использовать их, читайте Дилемму III1 и ее продолжение и начинайте с вопроса 3.) 
Дилемма III1. Хайнц залез в аптеку. Он украл лекарство и дал его жене. На следующий день в газетах появилось сообщение о грабеже. Офицер полиции м-р Браун, который знал Хайнца, прочитал сообщение. Он вспомнил, что видел, как Хайнц бежал от аптеки, и понял, что это сделал Хайнц. Полицейский колебался, должен ли он сообщить об этом. 
Должен ли офицер Браун сообщить о том, что кражу совершил Хайнц? Почему да или нет? 
Предположим, что офицер Браун близкий друг Хайнца. Должен ли он тогда подать рапорт о нем? Почему да или нет? 
Продолжение: Офицер Браун сообщил о Хайнце. Хайнц был арестован и предстал перед судом. Были избраны присяжные. Работа присяжных – определить виновен или нет человек в совершении преступления. Присяжные признают Хайнца виновным. Дело судьи – вынести приговор. 
Должен ли судья дать Хайнцу определенное наказание или освободить его? 
Почему это является наилучшим? 
С позиции общества, должны ли люди, нарушающие закон, быть наказаны? Почему да или нет? 
Как это применить к тому, что должен решить судья? 
Хайнц сделал то, что подсказала ему совесть, когда он украл лекарство. Должен ли нарушитель закона быть наказан, если он действовал не по совести? Почему да или нет? 
(Этот вопрос поставлен с тем, чтобы выявить ориентацию субъекта и его можно считать необязательным.) Продумайте дилемму: что, по вашему мнению, является самой ответственной вещью, которую должен сделать судья? Почему? 
(Вопросы 7-12 включены, чтобы выявить систему этических взглядов субъекта и не должны рассматриваться как обязательные.) 
Имеет ли отец право уговаривать Джо отдать ему деньги? Почему да или нет? 
Означает ли отдача денег, что сын хороший? Почему? 
Является ли важным в этой ситуации тот факт, что Джо сам заработал деньги? Почему? 
Отец обещал Джо, что он смог бы поехать в лагерь, если бы он сам заработал деньги. Является ли обещание отца самой важной вещью в этой ситуации? Почему? 
Вообще, почему обещание должно быть выполнено? 
Важно ли сдержать обещание кому-то, кого вы хорошо не знаете и вероятно не увидите снова? Почему? 
С какой самой важной вещи должен был бы заботиться отец в своем отношении к сыну? Почему это самое важное? 
Вообще, что должно бы быть авторитетом отца по отношению к сыну? Почему? 
О какой самой важной вещи должен заботиться сын в своем отношении к отцу? Почему это самая важная вещь? 
(Следующий вопрос направлен на выявление ориентации субъекта и должен рассматриваться не обязательным.) Что же, по вашему мнению, является самой ответственной вещью, которую должен сделать Джо в этой ситуации? Почему? 
Форма В 
Дилемма IV. У одной женщины была очень тяжелая форма рака, от которой не было лекарства. Доктор Джефферсон знал, что ей осталось жить 6 месяцев. Она испытывала ужасные боли, но была так слаба, что достаточная доза морфия позволила бы ей умереть скорее. Она даже бредила, но в спокойные периоды она попросила доктора дать ей достаточно морфия, чтобы убить ее. Хотя доктор Джефферсон знает, что убийство из милосердия противозаконно, он думает выполнить ее просьбу. 
Должен ли доктор Джефферсон дать ей лекарство, от которого бы она умерла? Почему? 
(Этот вопрос направлен на выявление морального типа субъекта и не является обязательным). Правильно или дурно для него дать женщине лекарство, которое позволило бы ей умереть? 
Почему это правильно или дурно? 
Должна ли женщина иметь право принять окончательное решение? Почему да или нет? 
Женщина замужем. Должен ли ее муж вмешиваться в решение? Почему? 
(Следующий вопрос необязателен). Что должен бы сделать хороший муж в этой ситуации? Почему? 
Имеет ли человек обязанность или обязательство жить, когда он не хочет, а хочет покончить жизнь самоубийством? 
(Следующий вопрос необязателен). Имеет ли д-р Джефферсон обязанность или обязательство сделать лекарство доступным для женщины? Почему? 
Когда домашнее животное тяжело ранено и умирает, его убивают, чтобы избавить от боли. Применима ли та же самая вещь здесь? Почему? 
Для доктора противозаконно дать женщине лекарство. Является ли это и морально дурным? Почему? 
Вообще, должны ли люди делать все, что они могут, чтобы повиноваться закону? Почему? 
Как это применить к тому, что должен был бы сделать д-р Джефферсон? 
(Следующий вопрос касается моральной ориентации, он не обязателен). Обдумывая дилемму, чтобы вы сказали о самой ответственной вещи, которую сделал бы д-р Джефферсон? Почему? 
(Вопрос 1 Дилеммы IV1 необязателен) 
Дилемма IV1. Д-р Джефферсон совершил милосердное убийство. В это время проходил мимо д-р Роджерс. Он знал ситуацию и пытался остановить доктора Джефферсона, но лекарство уже было дано. Доктор Роджерс колебался, должен ли он был сообщить о докторе Джефферсоне. 
Должен ли был д-р Роджерс сообщить о д-ре Джефферсоне? Почему? 
Продолжение: д-р Роджерс сообщил о д-ре Джефферсоне. Д-р Джефферсон предан суду. Избраны присяжные. Работа присяжных – определить виновен или невиновен человек в совершении преступления. Присяжные находят, что д-р Джефферсон виновен. Судья должен вынести приговор. 
Должен ли судья наказать д-ра Джефферсона или освободить? 
Почему вы считаете такой ответ наилучшим? 
Подумайте в понятиях общества, должны ли люди, которые нарушают закон, быть наказаны? Почему да или нет? 
Как это применить к решению судьи? 
Присяжные находят, что доктор Джефферсон по закону виновен в убийстве. Справедливо ли или нет для судьи вынести ему смертный приговор (по закону возможное наказание)? Почему? 
Правильно ли всегда выносить смертный приговор? Почему да или нет? При каких условиях смертный приговор должен быть, по вашему мнению, вынесен? Почему эти условия важны? 
Д-р Джефферсон сделал то, что подсказала ему совесть, когда он дал женщине лекарство. Должен ли быть наказан нарушитель закона, если он действует не по совести? Почему да или нет? 
(Следующий вопрос может быть необязательным). Снова обдумывая дилемму, что бы вы определили как самую ответственную вещь для судьи? Почему? 
(Вопросы 8-13 выявляют систему этических взглядов субъекта и не являются обязательными.) 
Что означает слово совесть для вас? Если бы вы были д-ром Джефферсоном, что сказала бы вам совесть при принятии решения? 
Д-р Джефферсон должен принять моральное решение. Должно ли быть оно основано на чувстве или только на рассуждении о том, что справедливо и дурно? 
Вообще, что делает проблему моральной или что означает для вас слово «нравственность»? 
Если д-р Джефферсон размышляет над тем, что действительно правильно, должен быть какой-то правильный ответ. Есть ли действительно некоторое правильное решение для моральных проблем, подобных тем, которые имеются у д-ра Джефферсона, или когда мнение каждого является равно правильным? Почему? 
Как вы можете узнать, что пришли к справедливому моральному решению? Есть ли способ мышления или метод, путем которого можно достичь хорошего или адекватного решения? 
Большинство людей считают, что мышление и рассуждение в науке может привести к правильному ответу. Верно ли то же самое для моральных решений или есть разница? 
Дилемма II. Джуди – 12-летняя девочка… Мать обещала ей, что она сможет пойти на специальный рок-концерт в их городе, если скопит деньги на билет, работая приходящей няней и немного экономя на завтраке. Она скопила 15 долларов на билет, да еще дополнительно 5 долларов. Но мать изменила решение и сказала Джуди, что та должна потратить деньги на новую одежду для школы. Джуди была разочарована и решила любым способом пойти на концерт. Она купила билет, а матери сказала, что заработала всего 5 долларов. В среду она пошла на представление, а своей матери сказала, что провела день с другом. Через неделю Джуди рассказала своей старшей сестре, Луизе, что она ходила на спектакль, а матери солгала. Луиза раздумывала, сказать ли матери о поступке Джуди. 
Должна ли Луиза рассказать матери, что Джуди солгала о деньгах, или промолчать? Почему? 
Колеблясь, рассказать или нет, Луиза думает о том, что Джуди – ее сестра. Должно ли это влиять на решение Джуди? Почему да или нет? 
(Этот вопрос, относящийся к определению морального типа, необязателен.) Имеет ли такой рассказ связь с позицией хорошей дочери? Почему? 
Важен ли в этой ситуации тот факт, что Джуди сама заработала деньги? Почему? 
Мать обещала Джуди, что она смогла бы пойти на концерт, если сама заработает деньги. Является ли обещание матери самым важным в этой ситуации? Почему да или нет? 
Почему вообще обещание нужно выполнять? 
Важно ли сдержать обещание, данное кому-то, кого вы хорошо не знаете и вероятно не увидите снова? Почему? 
Какова самая важная вещь, о которой должна заботиться мать в своих отношениях с дочерью? 
Почему это самая важная вещь? 
Вообще, каким должен быть авторитет матери для дочери? Почему? 
О какой самой важной вещи, по вашему мнению, должна заботиться дочь по отношению к матери? Почему эта вещь важна? 
(Следующий вопрос необязателен.) 
Осмысливая снова дилемму, что бы вы сказали, какая самая ответственная вещь, которую нужно сделать в этой ситуации Луизе? Почему? 
Форма С 
Дилемма V. В Корее экипаж моряков при встрече с превосходящими силами врагов отступил. Экипаж перешел мост через реку, но враг был еще главным образом на другой стороне. Если бы кто-нибудь пошел на мост и взорвал его, то остальные члены команды, имея преимущество во времени, вероятно, могли бы убежать. Но человек, который остался бы сзади, чтобы взорвать мост, не смог бы уйти живым. Сам капитан – это человек, который лучше всего знает, как вести отступление. Он вызвал добровольцев, но их не оказалось. Если он пойдет сам, то люди, вероятно, не вернутся благополучно, он – единственный, кто знает, как вести отступление. 
Должен ли был капитан приказать человеку пойти на задание или он должен был пойти сам? Почему? 
Должен ли капитан послать человека (или даже использовать лотерею), когда это означает послать его на смерть? Почему? 
Должен ли был капитан пойти сам, когда это означает, что люди, вероятно, не вернутся обратно благополучно? Почему? 
Имеет ли капитан право приказать человеку, если он думает, что это наилучший ход? Почему? 
Человек, который получил приказ, имеет ли обязанность или обязательство идти? Почему? 
Что вызывает необходимость спасти или защитить человеческую жизнь? Почему это важно? 
Как это применить к тому, что должен сделать капитан? 
(Следующий вопрос необязателен.) Продумывая вновь дилемму, что бы вы сказали, какова самая ответственная вещь для капитана? Почему? 
Дилемма VIII. В одной стране в Европе бедный человек по имени Вальжан не смог найти работы, не смогли этого ни его сестра, ни брат. Не имея денег, он украл хлеб и необходимое им лекарство. Его схватили и приговорили к 6 годам тюрьмы. Через два года он сбежал и стал жить в новом месте под другим именем. Он скопил деньги и постепенно построил большую фабрику, платил своим рабочим самую высокую зарплату и большую часть гвоей прибыли отдавал на больницу для людей, которые не могли получить хороший медицинский уход. Прошло двадцать лет, и один моряк узнал во владельце фабрики Вальжане беглого каторжника, которого полиция искала в его родном городе. 
Должен ли был моряк сообщить о Вальжане в полицию? Почему? 
Есть ли у гражданина обязанность или обязательство сообщать властям о беглом преступнике? Почему? 
Предположим, Вальжан был бы близким другом моряка? Должен ли он тогда сообщить о Вальжане? 
Если о Вальжане сообщили и он предстал перед судом, должен ли был судья послать его обратно на каторгу или освободить? Почему? 
Подумайте, с точки зрения общества, должны ли люди, которые нарушают закон, быть наказаны? Почему? 
Как это применить к тому, что должен сделать судья? 
Вальжан сделал то, что ему подсказала совесть, когда он украл хлеб и лекарство. Должен ли нарушитель закона быть наказан, если он действует не по совести? Почему? 
(Этот вопрос необязателен.) Вновь осмысливая дилемму, что бы вы сказали о том, какую наиболее ответственную вещь нужно сделать моряку? Почему? 
(Вопросы 8-12 касаются системы этических взглядов субъекта, они необязательны для определения моральной стадии.) 
Что означает слово совесть для вас? Если бы вы были Вальжаном, как участвовала бы ваша совесть в решении? 
Вальжан должен принять моральное решение. Должно ли быть моральное решение основано на чувстве или умозаключении о правильном и дурном? 
Является ли проблема Вальжана моральной проблемой? Почему? 
Вообще, что делает проблему моральной и что означает слово моральность для вас? 
Если Вальжан собирается решать, что нужно сделать, путем размышления о том, что же в действительности справедливо, должен быть какой-то ответ, правильное решение. Есть ли действительно некоторое правильное решение моральных проблем, подобных дилемме Вальжана, или когда люди не соглашаются друг с другом, мнение каждого равно справедливо? Почему? 
Как вы узнаете, что пришли к хорошему моральному решению? Есть ли способ мышления или метод, путем которого человек может достичь хорошего или адекватного решения? 
Большинство людей считают, что умозаключения или рассуждения в науке могут привести к правильному ответу. Верно ли это для моральных решений или они отличны? 
Дилемма VII. Два молодых человека, братья, попали в трудное положение. Они тайно покинули город и нуждались в деньгах. Карл, старший, взломал магазин и похитил тысячу долларов. Боб, младший, пошел к старому человеку в отставке – было известно, что он помогает людям в городе. Этому человеку он сказал, что он очень болен и ему необходима тысяча долларов, чтобы заплатить за операцию. Боб попросил этого человека дать ему деньги и обещал, что вернет их обратно, когда поправится. В действительности, Боб вообще не был болен и не намеревался возвращать деньги. Хотя старик и не знал хорошо Боба, он дал ему деньги. Так Боб и Карл удрали из города, каждый с тысячью долларов. 
Что хуже: украсть как Карл или обмануть как Боб? Почему это хуже? 
Что, по Вашему мнению, является самой плохой вещью при обмане старого человека? Почему это хуже всего? 
Вообще, почему обещание должно выполняться? 
Важно ли сдержать обещание, данное человеку, которого вы хорошо не знаете или никогда не увидите снова? Почему да или нет? 
Почему не должно красть из магазина? 
Какова ценность или важность прав собственности? 
Должны ли люди делать все, что они могут, чтобы повиноваться закону? Почему да или нет? 
(Следующий вопрос предназначен, чтобы выявить ориентацию испытуемого и не должен считаться обязательным.) Был ли старый человек безответственным, ссужая Бобу деньги? Почему да или нет? 

   Следует помнить, что нравственные суждения являются важным, но не единственным фактором, определяющим поведение человека. Можно придерживаться весьма нравственных взглядов на ситуацию, но не иметь достаточного самоконтроля или мужества действовать в соответствии с ними, и наоборот. 
    Нравственное развитие ребенка проявляется и в структуре ценностей, которая складывается у него в процессе социализации. Иерархия ценностных ориентаций, степень большего или меньшего предпочтения одних относительно других, позволяет судить, на какие цели направлено поведение человека и какие средства для их достижения допускаются. 

  Гиллиган, одна из сотрудниц Кольберга, упрекала его в том, что, разработав систему «мужских» нравственных ценностей, основанных на самоутверждении и справедливости, он оставляет без внимания нравственность «женскую», ориентированную больше на заботу о другом человеке и самоотречение, и низводит таким образом большинство женщин до третьей стадии нравственного развития. 
   Гиллиган в качестве примеров, иллюстрирующих различие в моральных принципах мужчин и женщин, приводит два эпизода из Библии. Так, чтобы доказать Богу свою преданность, Авраам готов принести ему в жертву собственного сына. В другом эпизоде, напротив, мать предпочитает уступить своего ребенка сопернице, когда царь Соломон, решив урегулировать спор между ними из-за ребенка, предлагает разрезать его пополам. 
Женская концепция нравственности (по Гиллиган) 
   Вынося суждение о поступке, женщина скорее будет руководствоваться не принципами, а представлением о личности того, кто конкретно совершил данный поступок. Поэтому она более склонна считать человека, заботящегося о других, «добрым», а того, кто своим поведением наносит им вред,-«эгоистом» Согласно Гиллиган, развитие нравственности у женщин проходит три уровня, между которыми имеются переходные стадии. 
Уровень 1: самоозабоченность. На этом уровне женщину занимают только те, кто в состоянии удовлетворить ее собственные потребности и обеспечить ее существование. 
На первой переходной стадии эгоизм начинает сменяться тенденцией к самоотречению. Женщина все еще сосредоточена на собственном благополучии, но в случае принятия решений все больше учитывает также интересы других людей и объединяющие ее с ними связи. 
Уровень 2: самопожертвование. Социальные нормы, которым большей частью приходится следовать женщине, заставляют ее переходить к удовлетворению собственных желаний лишь после удовлетворения потребности других. Эта роль «хорошей матери», когда женщина вынуждена вести себя сообразно ожиданиям других людей и чувствовать ответственность за их поступки, постоянно ставит ее перед необходимостью выбора. 
На второй переходной стадии женщина поднимается с уровня самопожертвования на уровень самоуважения, начиная все больше принимать в расчет собственные потребности. Она пытается совместить удовлетворение своих личных нужд с потребностями других людей, ответственность за которых она продолжает испытывать. 
Уровень 3: самоуважение. На этом уровне женщина понимает, что только она сама способна сделать выбор, касающийся ее собственной жизни, если он не причинит вреда людям, связанным с нею семейными или социальными узами и вообще принадлежностью к роду человеческому. В этом смысле третий уровень нравственного сознания перерастает уже в мораль непротивления. 

Источники:



3 комментария:

  1. VarangaOfficial - варанга где купить - мы работаем только с официальными источниками, и предоставляем вниманию наших пользователей исключительно проверенные, не подвергающиеся сомнениям, факты. Воспользовавшись услугами нашего ресурса, вы сможете узнать обстоятельную, полную информацию об этом лекарственном средстве. Лично увидеть данные о проведенных клинических тестированиях, прочесть реальные отзывы пациентов и врачей. Изучить инструкцию по применению, прочесть особенности и методы работы мази, осмыслить, как работает крем Варанга, где можно заказать оригинальный препарат и, как не нарваться на фальсифицированный продукт. Мы очень тщательно и скурпулезно проверяем размещаемые на сайте данные. Предоставляем пользователям нашего ресурса сведения, которые берутся только из надежных источников. Если вы нашли признаки появления грибка или уже довольно продолжительное время, без ощутимых результатов пытаетесь избавиться от этого неприятного коварного недуга, на нашем сайте вы отыщете простой и быстрый способ устранения проблемы. Приобщайтесь и живите полноценной, здоровой жизнью. Теперь все ответы на самые популярные и волнующие пользователей вопросы, собраны на одном ресурсе.

    ОтветитьУдалить
  2. Территория бонго-чата с куклами! Этот эротический видеочат позволяет вам любоваться самыми красивыми русскими женщинами, которые публикуются онлайн прямо из своих комнат. В бонго-чате девушки будут безвозмездно и безрассудно участвовать в своих персиках, если жажда любопытства собеседника сможет их убедить. Нетрудно открыться для непринужденного общения в бонго-чате с русскими женщинами абсолютно бесплатно. Тонны положительных впечатлений ждут вас в лагерях бонго-чата с цыпочками. Вам не стоит спешить, здесь выложено действительно большое разнообразие вариантов, очаровательные лица которых не дадут поводов долго решать, кого из них следует соблазнить в первую очередь. Статус наших эксортесс просто без загрузки, лагеря видеочата бонго позаботились о таких проблемах. Вы можете убедиться, что в интернете мало что может быть приятнее прямого обсуждения. Здесь это нельзя сравнить с поиском записи или монотонной ленты, это зависит только от контакта с моделью в порядке настоящего времени, а также от любого слова, расцветет ли улыбка на ее милом лице. Далее - более того, для этого организован бонго-чат с барышнями, чтобы ничто не ограничивалось одним общением. Русские девушки будут делать такие трюки бесплатно, что вам обязательно захочется посетить этот чат бонго снова в ближайшее время. Скучно просто следить за чужим сексуальным представлением, поэтому имеет смысл забежать в порно чат с красотками и превратиться в полноценного участника такого действа. Предлагаемая эксклюзивная возможность визуального общения не оставит равнодушным ни одного мужчину. Достаточно просто часто кликать в чатах бонго с девушками. У владельцев есть некоторые вопросы о том, где и сколько вы можете приручить порно чат с девушками, У вас может быть возможность нажать на менеджера на локальной платформе.

    ОтветитьУдалить
  3. Успешные покупки visa gold - процентная ставка при расчете товаров и услуг от 19,9% годовых, выгода от любой покупки. У вас есть возможность оформить микрозайм на карту и воспользоваться преимуществами программы "выгода". За закладку товаров и оплату услуг начисляются баллы, которые нетрудно конвертировать в национальную валюту по курсу 1:1 и тратить по своему усмотрению. Возврат баллов за visa gold: - 1% с каждым заказом в каждом супермаркете; - 5% кэшбэк за покупки в выбранных категориях; - 15% кэшбэк за любые при расчете со смартфона. Каждый, кто решает получить микрозайм на банковскую карту хоум кредит, получает стандартные преимущества: Возобновляемый лимит составляет до 700 тысяч рублей. Совершайте покупки, Каталог МФО Погашайте долг и снова используйте заемные средства; льготный период составляет до 51 дня. Если кредит полностью погашен в течение указанного периода, кредит полностью без платежей.

    ОтветитьУдалить

Rambler's Top100