воскресенье, 13 ноября 2011 г.

Детерминанты детского воровства


   Недавно позвонила мне подруга: «Что делать? Как быть? Сынуля (5 лет) побывав в гостях, прихватил пару «нужных» вещей». А вчера знакомая пожаловалась на внука (первоклассник). Мальчик, начал со школы приносить, якобы, забытые кем-то вещи. Причем, практически каждый день. Что делать? Бабушка в печали.
   Поэтому, данную статью я хочу посвятить вышеуказанной проблеме.
  Детское воровство – часто встречаемое и довольно неприятное, с точки зрения родителей, явление. Столкнувшись с подобным поведением ребенка, родители задают вопрос: что делать и как себя вести?
   
Конечно у разных родителей  и реакция разная. Кто-то считает необходимым сразу пресечь и чем строже, тем лучше, кто-то считает, что нравоучение на тему «воровать плохо» самый лучший способ, и приступают к ежедневному, нудному объяснению, а кто-то считает, что это возрастное само пройдет.
   Для того чтобы знать и понимать как себя вести в подобной ситуации, необходимо разобраться, какие причины заставляют ребенка присвоить чужую вещь. Ведь за простыми действиями присвоения ребенком чужого могут стоять сложнейшие переживания: своего одиночества, отвергнутости, или желание самоутвердиться в обществе. Кроме того, мотивы детского воровства меняются с возрастом.
   Что такое воровство? Воровство – это противоправное изъятие в свою собственность чужого имущества.
   В психологии воровство рассматривают в трех аспектах. 1) социальный: воровство как правонарушение. 2) медико-биологический: воровство как клептомания. 3) собственно психологический, где выделяют три группы причин: личностные особенности, причины социального характера и внутрисемейных отношений.
   Мы знаем, что к началу дошкольного возраста у ребенка формируется речь, развивается мышление, восприятие, память. Возникают первые представления о простейших нравственных нормах, о доброте и зле. Понятно, что нравственные нормы ребенок постигает постепенно, в процессе развития. Малыш 2-3 лет различает хорошее и плохое только благодаря реакции на его поступки родителей, которые мимикой интонацией дают ему понять, где он поступил плохо, а где хорошо. Поэтому 2х летнего малыша вряд ли можно назвать воришкой. «Их поведение естественно и не подчиняется законам цивилизации. Окружающий мир влечет ребенка, предметы приковывают его внимание внешним блеском, формой и он просто берет, то, что хочется. Так ребенок реализует внутреннюю, познавательную потребность». (Антропова Т.) Потому-то ребенок и взял чужую игрушку, потому что она ему очень понравилась.
   Так что, здесь нравственный проступок ребенка необходимо рассматривать как следствие возрастной незрелости, она преходяща.
   Совсем по-другому дела обстоят в младшем школьном возрасте. Ведь уже к началу школьного возраста ребенок входит в среду нравственных отношений людей. Он знает многие нормы и способен их соблюдать. Говоря словами К.Н. Поливановой  «Новообразованиями младшего школьного возраста являются: рефлексия, анализ и планирование. Все эти характеристики состоят в способности видеть способ своего действия, анализировать его, планировать достижение поставленной цели». То есть, в 6-7 летнем возрасте возникает способность к регуляции своего поведения и деятельности – произвольное действие. И произвольное действие определяется не только побуждением самого субъекта, но и его анализом отношения побуждения и условий, в которых действие может быть совершено. Поэтому причиной детского воровства на этом возрастном этапе, может быть уже не детская импульсивность, а социальная незрелость, а так же (в большинстве случаев) разнообразные дефекты семейного воспитания, который мы рассмотрим позднее....
   

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Rambler's Top100