среда, 8 февраля 2012 г.

Критерии периодизации психического развития ребенка

    Л.С. Выготский различал три группы периодизации: по внешнему критерию, по одному и нескольким признакам детского развития. 
   Первая группа. На основе внешнего и связанного с самим процессом развития критерия. Например периодизации, созданные по биогенетическому принципу, то есть процесс индивидуального развития ребенка выстраивается в соответствии с основными периодами биологической эволюции и исторического развития человечества.  Один из вариантов периодизация В. Штерна. Согласно В. Штерну, ребенок в первые месяцы младенческого периода с еще неосмысленным рефлекторным и импульсивным поведением находится на стадии млекопитающего. Во втором полугодии благодаря развитию схватывания предметов и подражанию, он достигает стадии высшего млекопитающего — обезьяны. В дальнейшем, овладев вертикальной походкой и речью, ребенок достигает начальных ступеней человеческого состояния. В первые пять лет игры и сказок он стоит на ступени первобытных народов. Начиная с поступления в школу, ребенок усваивает человеческую культуру. В первые школьные годы детское развитие, по мнению Штерна, соответствует развитию человека античного и ветхозаветного мира. Средний школьный возраст носит черты фанатизма христианской культуры, пубертатный возраст Штерн называет возрастом просвещения и только в периоде зрелости человек поднимается до уровня культуры Нового времени.
   Еще один пример – периодизация Рене Заззо, где этапы детства совпадают со ступенями воспитания и обучения детей. После стадии раннего детства (до 3 лет) начинается стадия дошкольного возраста (3-6 лет), основное содержание которой составляет воспитание в семье или дошкольном учреждении. Далее следует стадия начального школьного образования (6-12 лет), на которой ребенок приобретает основные интеллектуальные навыки. Стадия обучения в средней школе (12-16 лет), когда он получает общее образование; и позже - стадия высшего или университетского образования.
  Во второй группе критерием периодизации становится какая-либо одна сторона развития, например, развитие костных тканей у П.П. Блонского и развитие детской сексуальности у З. Фрейда.
    П.П. Блонский построил свою периодизацию по признаку наиболее объективному, легко доступному наблюдению, который связан с существенными особенностями конституции растущего организма - появление и смену зубов. Детство делится поэтому на три эпохи: до 8 месяцев – 2-2,5 года - беззубое детство, 2,5 - 6,5 лет - детство молочных зубов, 6,5 и старше - детство постоянных зубов (до появления зуба мудрости). 
   Главным критерием периодизации З.Фрейда выступает сексуальное развитие, так как основным источником человеческого поведения является насыщенное сексуальной энергией бессознательное. Следовательно сексуальное развитие определяет развитие всех сторон личности. И поэтому стадии развития связаны со смещением эрогенных зон – тех областей тела, стимуляция которых вызывает удовольствие. 0 - 1год оральная стадия (эрогенная зона - слизистая рта и губ). 1 - 3 года анальная стадия (эрогенная зона смещается в слизистую оболочку кишечника). 3 - 5 лет фаллическая стадия (высшая стадия детской сексуальности). Ведущей эрогенной зоной становятся гениталии. 5 - 12 лет латентная стадия как бы временно прерывает сексуальное развитие ребенка. Влечения, исходящие из "Оно", хорошо контролируются. Детские сексуальные переживания вытесняются, и интересы ребенка направляются на общение с друзьями, школьное обучение и т.д. 12 - 18 лет генитальная стадия соответствует собственно половому развитию ребенка. Объединяются все эрогенные зоны, появляется стремление к нормальному сексуальному общению. 
  Однако, периодизации, основанные на одном признаке, субъективны: авторами произвольно выбирается одна из многих сторон развития. Кроме того, в них не учитывается изменение роли выбранного признака в общем развитии ребенка на протяжении детства, а значение любого признака меняется при переходе от возраста к возрасту. 
   В третьей группе периоды психического развития ребенка выстраиваются на основе существенных особенностей этого развития. Сюда входят периодизация Л.С. Выготского  и Д.Б. Эльконина. В них используется три критерия – социальная ситуация развития, ведущая деятельность и центральное возрастное новообразование. 
   В периодизации Л.С. Выготского кризисные и стабильные периоды чередуются. Поэтому возрастная периодизация выглядит так: кризис новорожденности – младенческий возраст (2 месяца – 1 год) – кризис 1 года – раннее детство (1-3 года) – кризис 3 лет – дошкольный возраст (3-7 лет) – кризис 7 лет – школьный возраст (8-12 лет) – кризис 13 лет – пубертатный возраст (14-17 лет) – кризис 17 лет. 
   Д.Б. Эльконин рассматривает ребенка как целостную личность, активно познающую мир – мир предметов и человеческих отношений, включая его при этом в две системы отношений: «ребенок-вещь» и «ребенок- взрослый». Деятельность ребенка внутри этих систем представляет единый процесс, в котором формируется его личность. 
   В то же время эти системы отношений осваиваются ребенком в деятельностях разного типа. Среди видов ведущей деятельности, оказывающей наиболее сильное влияние на развитие ребенка Эльконин выделяет две группы. 
  В первую группу входят деятельности, которые ориентируют ребенка на нормы отношений между людьми. Это непосредственно-эмоциональное общение младенца, ролевая игра дошкольника и интимно-личностное общение подростка. Вторую группу составляют ведущие деятельности, благодаря которым усваиваются общественно выработанные способы действий с предметами и различные эталоны: предметно-манипулятивная деятельность ребенка раннего возраста, учебная деятельность младшего школьника и учебно-профессианальная деятельность старшеклассника. 
  Эпоха раннего детства (до 3 лет). Младенчество (до 1 года). Здесь ведущий вид деятельности - эмоциональное общение. Ранний возраст (собственно раннее детство) (1-3 года). Здесь ведущий вид деятельности - предметно-манипулятивный. Это операционально-техническая фаза. В этот период времени предметные действия служат для ребенка способом налаживания межличностных контактов. Общение, в свою очередь, опосредуется предметными действиями ребенка и практически не отделено от них. Но к 3 годам ребенок начинает сравнивать себя со взрослыми и заявлять "Я", "Я сам". 
 Эпоха детства (3-11 лет). Дошкольное детство (3-7 лет). Стремление к самостоятельности выводит ребенка на ролевую игру, имитирующую отношения людей в процессе труда. К концу этого периода у ребенка появляется стремление чему-то научиться, он хочет получить результат своей деятельности в качестве оценки, тянется к учению. Младшее школьное детство (7-11 лет). Это фаза операционно-технической деятельности, в основном деятельности учебной. 
  Эпоха подростничества (11-17 лет). Младшее подростничество (11-14 лет). Появляется новая деятельность - деятельность интимно-личностного, эмоционального общения со сверстниками. Юность - старшее подростничество (14-17 лет). У ребенка вновь появляется потребность к самопознанию, формируется самосознание, ставятся задачи саморазвития, самосовершенствования, самоактуализации. Осуществляется профессиональное и личностное самоопределение, ему важно знать, кем он будет. Ведущая деятельность - учебно-профессиональная (вновь операционально-техническая фаза), в процессе которой формируются мировоззрение, профессиональные интересы, идеалы. 
   Периодизация Д.Б. Эльконина является наиболее распространенной в отечественной психологии. 
Вот и все.
Источники:





Комментариев нет:

Отправить комментарий

Rambler's Top100