вторник, 14 февраля 2012 г.

Семизвездие симптомов кризиса трех лет

   О какое это удовольствие когда у ребенка кризис трех лет. А главное как удобно, любой каприз и непослушание со стороны ребенка: «А это кризис трех лет». 
   Так вот, первым симптомом на который обращает внимание Л.С. Выготский который собственно и является автором термина «семизвездие симптомов» и описал наиболее подробно кризис трех лет в своей концепции, является – негативизм. Ребенок не хочет что-то делать лишь только потому, что это предлагает кто-то из взрослых. Негативизм вынуждает ребенка действовать вопреки своему желанию. 

Второй симптом – упрямство. Упрямство, в отличие от настойчивости, состоит в том, что ребенок настаивает на чем-то лишь потому, что он это потребовал. По сравнению с негативизмом упрямство проявляется в ситуациях, где исходно ребенок сам заявил некоторое требование. 
  Третий симптом – строптивость. Строптивость безлична, она направлена на всю ситуацию воспитания, но не на кого-то конкретного. Строптивая установка складывается ко всему образу жизни, который сложился до трех лет, по отношению к нормам, которые предлагаются, к интересовавшим ранее игрушкам. 
   Четвертый симптом – своеволие. Он заключается в тенденции к самостоятельности. В противоположность первым трем симптомам, своеволие это не протест, а наоборот, стремление к некоторому действию, предмету, ситуации. 
    Следующие три симптома носят второстепенный характер. 
    Это протест-бунт – поведение начинает носить протестующий характер. 
    Обесценивание – например, отрицательное отношение к родителям. 
    Деспотизм – желание проявлять деспотическую власть по отношению к близким. 
   Кроме этих главных симптомов, есть и другие, невротического свойства: возможен энурез, ночные страхи, резкие затруднения речи. 
 Описав все семь основных симптомов поведения детей на рубеже раннего и дошкольного возраста Л.С. Выготский определяет их в целом как трудновоспитуемость. Определяя это понятие, он говорит об изменениях в социальных отношениях ребенка с ближайшими взрослыми. Все симптомы, по Выготскому, вращаются вокруг оси «Я» и окружающих людей. Это говорит о психологическом отделении от ближайших взрослых. 
   Л.С. Выготский делает главный вывод: специфика поведения в кризисе трех лет говорит о том, что «ребенок мотивирует свои поступки не содержанием самой ситуации, а отношениями с другими людьми»; кризис трех лет это «прежде всего кризис социальных отношений; возникает ряд поступков, мотив которых связан с проявлением личности ребенка… мотив дифференцирован от ситуации». 
    Л.И. Божович, рассматривая кризис трех лет, связывает его с появлением некоторого новообразования, которое выражается в возникновении слова «Я». Появляется потребность в реализации и утверждении собственного Я. После возникновения «системы Я» как следствие возникают и другие новообразования, самым значительным из которых является самооценка и связанное с ней стремление соответствовать требованиям взрослых, быть «хорошим». 
   Однако появление самооценки приводит к усложнению внутренней жизни ребенка: с одной стороны, присутствует желание действовать по своему собственному усмотрению, с другой – соответствовать требованиям значимых взрослых. Это приводит к амбивалентным тенденциям в поведении. 
  Д.Б. Эльконин определяет новообразованием кризиса трех лет – личное действие и действие «я сам». 
   Ребенок, в раннем возрасте, строит свое действие посредством уподобления действию-образцу взрослого. К трем годам, когда ребенок овладеет речью, ему открывается его действие как таковое, а те только как вплетенное в ситуацию совместной деятельности со взрослым. И возникает «личное действие» и «Я сам». 
    Т.В. Гуськова останавливает свое внимание на кризисе развития трех лет и различает объективный кризис (появление качественно нового в психической жизни ребенка) и субъективный кризис (симптомы сопровождающие объективный кризис). Кризис приводит к появлению у ребенка двух наиболее ярких черт: уязвимости и непредсказуемости поведения. По этим внешним формам можно судить о появлении новообразования, которое должно соединить три линии – отношение к предметной деятельности, к другим людям и к себе. Это новообразование она называет «гордость за достижение». 
   Итак, к трем годам ребенок вычленяет собственное действие как существенный момент ситуации, у него возникает личное действие, система «я сам» (Д.Б. Эльконин), «гордость за достижение» (Т.В. Гуськова), «система Я» (Л.И. Божович). 
   Вот и все. 
  Еще я хотела бы написать о кризисе семи лет, это не менее весело, чем при кризисе трех лет. Но это уже в следующий раз.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Rambler's Top100