воскресенье, 20 ноября 2011 г.

Диагностика нравственного поведения детей

 Возвращаясь к вопросу о нравственном поведении детей (рассматриваемое мной в статье «Детерминанты детского воровства»), хочу предложить методы диагностики нравственной сферы ребенка. 
Диагностика чаще всего включает исследование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов нравственного развития. Исследование когнитивного компонента предполагает изучение осознания детьми нравственных норм и представлений о нравственных качествах. Исследование эмоционального компонента предполагает изучение нравственных чувств ребенка, эмоционального отношения к моральным нормам. Исследование поведенческого компонента предполагает выявление нравственного поведения в ситуации морального выбора, нравственной направленности личности во взаимодействии со сверстниками. 

Когнитивный компонент нравственного сознания.
Метод «Беседа». Предназначен для изучения представлений детей о нравственных качествах. 

Подготовить вопросы для беседы, например: 
Кого можно назвать хорошим (плохим)? Почему? 
Кого можно назвать честным (не честным)? Почему? 
Кого можно назвать добрым (злым)? Почему? 
Кого можно назвать жадным (не жадным)? Почему? 
Кого можно назвать смелым (трусливым)? Почему? 
Исследование проводится индивидуально. 
При обработке данных подсчитывают, какие качества могут объяснить дети раннего возраста. Анализируя эти объяснения, определяют, на что при этом ссылается ребенок: 
- на обобщенное представление о качестве («Жадные… которые жалеют: все для себя берут и ничего не дают бедным»); 
- на конкретных людей как на носителей определенного качества в конкретной ситуации («Женя смелый, он очень хороший, никого не бьет, быстро бегает»); 
- на литературных и сказочных персонажей («Добрый Дед Мороз, он всегда приносит подарки»; «Доктор Айболит, он всех лечит»); 
- на самого себя («Я никого не обижаю, я добрый»); 
- на совокупность жизненных ситуаций из собственного опыта («Жадный тот кто конфет не дает.»); 
- на конкретное действие («Жадный тот, кто не дает попить»); 
- на оценку качества («Скромным можно назвать хорошего человека. Жадный… он плохой»); 
- на недифференцированное представление о качестве («Справедливый, который делает все справедливое»). 
Анализируют ошибки в представлениях детей о качествах, например: 
- объяснение одного качества через другое («Справедливым можно назвать смелого»); 
- название действий, не связанных с данным качеством («Илюша смелый, всегда делает что надо. Он всегда делает что хочет, и поэтому он смелый»; «Добрый тот, кто хорошо рисует»); 
- неправильная нравственная оценка качества («Скромный – это плохой»). 
Данные соотносят с примерным содержанием представлений о нравственно-волевых качествах: 

3-4 года. Складываются элементарные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Формируется отрицательное отношение к грубости и жадности. На основе примеров из опыта ребенка, его конкретных поступков, развиваются представления о доброте, взаимопомощи, дружбе, правдивости. 
4-5 лет. Развиваются представления о справедливости, доброте, дружбе, отзывчивости на основе анализа повседневных ситуаций и литературных произведений. 
5-6 лет. Развиваются обобщенные представления о правдивости, справедливости, смелости, скромности, вежливости, трудолюбии, отзывчивости, заботливости на конкретных примерах («Правдивый – тот, кто не берет чужих вещей»). 
6-7 лет. Продолжают развиваться обобщенные понятия о доброте, честности, справедливости. Дружбе. Складывается отрицательное отношение к таким аморальным качествам, как хитрость, лживость, жестокость, трусость, леность. 

Выясняют соответствие представлений о нравственно-волевых качествах возрасту. Делают вывод о том, как меняются эти представления с возрастом. 


Изучение осознания детьми нравственных норм. 
Методика «Закончи историю». 

Исследования проводят индивидуально. 

Инструкция: Я буду тебе рассказывать истории, а ты их закончи. 
История 1. Дети строили город. Оля стояла и смотрела, как играют другие. К ребятам подошла воспитательница и сказала : «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробки. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила… 

Что ответила Оля? Почему? Как она поступила? Почему? 

История 2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. Тут подошла к ней ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила… 

Что ответила Катя? Почему? Как она поступила? Почему? 

История 3. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. «Саша, - сказала Люба, - можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?» Саша ответил… 

 Что ответил Саша? Почему? Как он поступил? Почему? 

История 4. Петя и Вова играли вместе и сломали дорогую красивую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда Петя ответил… 

Что ответил Петя? Почему? Как он поступил? Почему? 
Все ответы ребенка фиксируются дословно. 

Обработка результатов. 
0 баллов – ребенок не может оценить поступки детей. 
1 балл – ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует. 
2 балла – ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку. 
3 балла – ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку. 



Диагностика эмоционального компонента нравственного сознания 
Методика "Сюжетные картинки"

Ребенку предъявляют картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников. 
Исследование проводится индивидуально. В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения. Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т. п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) – на безнравственный.

Инструкция: Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой – плохие. Раскладывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему.



























































Обработка результатов. 
0 баллов - ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением как положительных, так и отрицательных поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют. 
1 балл – ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны. 
2 балла – правильно раскладывая картинки, ребенок обосновывает свои действия; эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо. 
3 балла – ребенок обосновывает свой выбор (возможно, называет моральную норму); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т. д. 
Источник.
Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б. – СПб., 2002.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Rambler's Top100