понедельник, 28 ноября 2011 г.

Категория смерти в психологии

   Человек приходит из небытия и уходит в небытие, так ничего и не поняв.
    (А.Н. Чанышев. «Трактат о небытии») 
Самое таинственное в жизни каждого человека – это его смерть. 
Практически каждый большой мыслитель думал и писал о смерти; многие приходили к заключению, что смерть – неотъемлемая часть жизни, и, постоянно принимая ее в расчет, мы обогащаем жизнь, а отнюдь не обкрадываем ее. Физически смерть разрушает человека, но идея смерти спасает его. 
Наше отношение к смерти влияет на нашу жизнь и психологическое развитие, на то, в чем и как мы теряем уверенность и силу. Два основных тезиса, каждый из которых, имеет фундаментальное значение для психотерапевтической практики. 
1. Жизнь и смерть взаимозависимы: они существуют одновременно, а не последовательно; смерть, непрерывно проникая в пределы жизни, оказывает огромное воздействие на наш опыт и поведение. 
2. Смерть – первичный источник тревоги и, тем самым, имеет фундаментальное значение как причина психопатологии. 

Сознание смерти обостряет чувство жизни и радикально меняет взгляд на нее: она дает нам толчок к переходу из модуса существования, основанного на отвлечениях, успокоениях и мелких тревогах, в более аутентичный. 
Базовые постулаты: 
1. Страх смерти имеет огромное значение в нашем внутреннем опыте: он преследует нас как ничто другое, постоянно напоминает о себе. 
2. В раннем возрасте ребенка глубоко поглощает вопрос смерти: преодоление мучительного страха уничтожения – фундаментальная задача его развития. 
3. Чтобы справиться с этим страхом, мы воздвигаем защиты против сознания смерти, основанные на отрицании и формирующие наш характер; если эти защиты дезадаптивны, они порождают клинические синдромы. 
4. Сознавание смерти может служить фундаментом для развития здоровой личности в социуме. 
Ужас смерти является настолько сильным и всеобъемлющим, что на отрицание смерти расходуется значительная доля нашей жизненной энергии. Трансценденция смерти – фундаментальный мотив человеческих переживаний, начиная от глубоко личностных внутренних событий, защит, мотиваций, снов и кошмаров, вплоть до самых массовых макросоциальных феноменов, включая наши памятники, кладбища, стремление в космос и весь строй нашей жизни – заполнение времени, пристрастие к развлечениям, гонка за успехом, попытки достичь долгой славы. 
Жак Хорон различает три типа страхов смерти: 
1) страх того, что наступит после смерти; 
2) страх самого «события» умирания; 
3) страх прекращения бытия. 
Первые два, как указывает Р.Кастенбаум, - это страхи того, что связано со смертью. Третий страх (уничтожения, исчезновения), ближе к собственно страху смерти. Отсюда и берут корни попытки людей «обессмертить» свое существование, оставить, так сказать, след. 
Роберт Джей Лифтон описал несколько путей, которыми человек пытается достичь символического бессмертия: 
1) биологический путь – продолжение собственной жизни через потомство; 
2) теологический путь – жизнь на ином, более высоком плане существования; 
3) творческий путь – жизнь через свои труды, через влияние личных творений или личное воздействие на людей; 
4) путь вечной природы – мы продолжаем жить благодаря тому, что принадлежим круговороту жизненных энергий природы; 
5) путь превосхождения – внутреннего опыта трансцендирования эго, «потери себя» в переживании столь интенсивном, что время и смерть исчезают, и мы остаемся жить в «непрерывном настоящем». 
Последние несколько десятилетий в психологии и социологии наблюдается рост исследований на тему смерти. И направления этих исследований достаточно много. Однако, как указывают, Р.Кастенбаум и Р.Айзенберг в своем обзоре, научные исследования либо охватывают очень узкий спектр переменных, либо методологически не состоятельны. 
Ялом говорит, что для того, чтобы исследование имело хотя бы отдаленное отношение к настоящему, в нем должны быть затронуты следующие вопросы: распространенность тревоги смерти; корреляция между тревогой смерти и рядом параметров – демографических (возраст, пол, семейное положение, вероисповедание, образование и т.д.), личностных (уровни общей тревоги и депрессии), жизненного опыта (ранняя утрата близких) и т.д. 
В общем, есть над чем еще подумать. 
Статья написана по материалам: 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Rambler's Top100