среда, 14 декабря 2011 г.

Детская концепция смерти. Или что думают о смерти наши дети?

  Моя дочь, ложась спать, часто спрашивает о том, что ей делать, когда мама и папа умрут, или, что она будет сильно скучать, а мы будем это видеть? И еще целый ряд вопросов, которые меня, как маму, ставят в тупик, ведьма-то не из ряда приятных. И мне стало интересно, а когда именно она начала думать о смерти и что конкретно она о ней думает. Решила в этом разобраться. 
Существует несколько источников информации об этом: родительские наблюдения или наблюдения экспериментаторов, психологические тесты (определение слов «смерть», «жизнь», «живое»), тест на завершение рассказов, детские рисунки и т.д. 
Наиболее объективные оценки опираются на речевые навыки ребенка. Сильвия Энтони попыталась найти ответ на вопрос о том, когда у ребенка появляется знание о смерти, предложив восьмидесяти трем детям в тесте на общий словарный запас среди других слов определить слово «смерть». Ответы всех детей семи лет и старше (и двух третей шестилетних) обнаружили понимание значения слова. Из двадцати двух детей шести лет и младше лишь трое оказались в полном неведении относительно значения слова. 
Другой объективный подход к проблеме состоит в изучении развития понятия «живое», или «жизнь». 
В индивидуальной жизни человека (онтогенезе) встреча с понятием смерти связана с появлением категории – Времени. Время становится осязаемым, физически присутствующим в виде преобразований свойств живого в неживое. Мертвый человек, мертвый жук, мертвое животное останавливает для ребенка время, делают его измеряемым самой глобальной единицей жизни – смерти, обозначающей начало и конец. 
Поисками начала и конца явления ребенок занят в возрасте от трех до пяти лет (возраст почемучек). Задавая вопросы: откуда я взялся? и куда ушла моя собачка? 
У совсем маленьких детей обнаруживается немало путаницы в представлениях о свойствах живых существ. В 1895г. Ж. Салли отметил, что маленькие дети считают любые спонтанные движения признаком жизни и поэтому воспринимают, например, огонь и дым как живых существ, и выделил четыре стадии прохождения: 
1) Сначала неодушевленные объекты воспринимаются как наделенные жизнью и волей. 
2) Примерно с начала седьмого года ребенок считает живым лишь то, что движется. 
3) Между 8 и 12 годами – то, что движется само по себе. 
4) Понятие живого все более приближается ко взрослому. 
У детей бывает много путаницы, когда они пытаются разобраться, какие вещи живут, или обладают жизнью, а какие являются не одушевленными. Например, в одном исследовании более трети детей в возрасте от 7 до 8 лет полагали, что часы и река – живые; три четверти – что луна живая, остальные - что дерево не живое. Замешательство ребенка может усугубляться противоречивыми сообщениями, поступающими из окружения. И в этом виновны мы взрослые. Мы не пытаемся ясно и четко просвещать детей по этим вопросам. Куклы и механические игрушки, имитирующие жизнь, вводят в еще большее заблуждение. 
Исследования речевого развития побудили многих клиницистов и возрастных психологов датировать осознание смерти ребенком временем значительно более поздним, чем свидетельствуют непосредственные наблюдения. Ялом И. говорит: «Неужели ребенку нужно быть способным определить понятия «живой» или «мертвый», для того, чтобы в глубине своего существа знать, что когда-нибудь его не станет на свете?», и далее «Теоретическая идея состоящая в том, что ребенок младше 8-10 лет не постигает абстрактные понятия – не служит опровержением». Исследователи, изучающие очень маленьких детей, пришли к выводу, что во внутренней жизни их испытуемых тема смерти занимает большое место. Маленькие ребенок думает о смерти, боится ее, интересуется ею, запоминает связанные со смертью впечатления, остающиеся с ним на всю жизнь, и воздвигает защиты от нее. 
Грегори Рохлин в своих исследованиях детей от3 до 5 лет приходит к выводу, что ребенок очень рано узнает, что жизнь имеет конец и, что ему, как и всем кто о нем заботится, предстоит умереть. «В 3 года страх собственной смерти выражается совершенно недвусмысленным образом. Остается только строить догадки, насколько раньше трех лет это появляется. Коммуникация на данную тему с ребенком меньшего возраста едва ли возможна. Но важнее другое: на трехлетнего ребенка смерть уже оказывает значительное воздействие – как источник страха…» 
Мелани Кляйн, основываясь на своем опыте анализа детей, пришла к выводу, что совсем маленький ребенок находится в близком отношении со смертью, и это отношение возникает у него значительно раньше, чем умственное знание о смерти. Она утверждает, что страх смерти является частью самого раннего жизненного опыта детей. 
По мнению некоторых исследователей, самое первое ощущение тревоги (страха смерти), возникает уже у новорожденного в тот момент, когда он покидает утробу матери. Но здесь, как заключают они, страх смерти связан, в первую очередь со страхом отлучения о матери. Вопрос довольно спорный. 
Далее. Многие специалисты, близко наблюдавшие детей, приходят к выводу, что у маленького ребенка, независимо от того может ли он интеллектуально понять смерть, при наличии определенного раннего опыта, формируется необходимая умственная категория. Например, Фурман проработав с большим количеством детей, потерявших родителей, заключила, что на втором году жизни дети способны к пониманию смерти. 
В возрасте между шестью и десятью годами у ребенка начинает формироваться предметно-ориентированное мышление. В этом возрасте ребенок испытывает панический страх перед смертью, поэтому он начинает отрицать, персонифицировать, вытеснять ее; делать вид, что имеет дело с чем-то другим. Постепенно по мере того, как у него формируются эффективные и изощренные способы отрицания, образ смерти уходит в бессознательное и явный страх смерти притупляется. 
Например: 
- смерть временна, она есть уменьшение, приостановление жизни или сон; 
- убежденность в своей исключительности (бессмертии); 
- вера в то, что дети не умирают; 
- персонификация смерти (со скелетом, с тенью и т.д.) 
К десяти годам дети обычно начинают понимать конечность своего существования, и отказываются от идеи защиты от смерти. Которой якобы можно избежать при помощи ловкости и хитрости. Они четко различают границы между живым и неживым. Смерть начинает восприниматься как составная часть общих процессов и принципов, управляющих миром. 
Но самый трудный и даже опасный период в осознании ребенком смерти является подростковый период, когда физические и психологические изменения сопровождаются перестройкой сознания. Но это уже другая история достойная отдельной статьи. 
Итак, подведем итог вышесказанному. 
Дети до некоторой степени подготовлены к первому контакту со смертью, так как они очень рано привыкают иметь дело с исчезающими и возникающими вновь явлениями. Смена дня и ночи, сна и бодрствования, игра в прядки – все это вводит контрастные понятия бытия и небытия. Постепенно ребенок понимает, что одни вещи уходят и возвращаются, а другие исчезают навсегда. 
Развитие представлений ребенка о смерти проходит через несколько четко определенных этапов. 
- до 4 лет дети не понимают, что такое смерть. Они считают все живым. В этом возрасте дети воспринимают вещи в неразрывном единстве и не пытаются провести различие между живым и неживым. Возможно, у них нет для этого еще критериев. 
- в возрасте 5-7 лет, дети начинают думать и говорить о смерти как о временном состоянии, как обратимую, временную и безличную. Этому способствуют наблюдения за героями мультфильмов, сказок. По мнению Марии Нейги, дети считают жизнь и смерть взаимозаменяемыми, потому что сама идея смерти превышает их понимание. 
- от 7 до 9 лет дети отказываются от своих детских представлений о гармонии жизни, и ищут утешение в персонификации смерти в образе скелета или приведения. 
- в период с 9-10 и до подросткового возраста дети начинают точнее понимать, что смерть необратима и что они тоже когда-нибудь умрут. 
Вот и все. До скорых встреч.
Рекомендую прочитать:

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Rambler's Top100