среда, 18 января 2012 г.

Особенности кризисных периодов в детском развитии

 Определив общие закономерности развития психики ребенка, Л.С. Выготский рассматривает также динамику переходов от одного возраста к другому. На разных этапах изменения в детской психике могут происходить медленно и постепенно, а могут – быстро и резко. Соответственно выделяются стабильные и кризисные стадии развития.
  Для стабильного периода характерно плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребенка. Незначительные, минимальные изменения, происходящие на протяжении длительного времени, обычно не заметны для окружающих. Но они накапливаются и в конце периода дают качественный скачек в развитии: появляются возрастные новообразования. Такими стабильными периодами занята большая часть детства. Они длятся, как правило, по нескольку лет. И возрастные новообразования, образующиеся так медленно и долго, оказываются устойчивыми, фиксируются в структуре личности. 

  Стабильные периоды изучены значительно полнее, чем те, которые характеризуются другим типом развития – кризисами. В возрастной психологии нет единого мнения по поводу кризисов, их роли и места в психическом развитии ребенка. Часть психологов считает, что детское развитие должно быть гармоничным бескризисным. Кризисы – ненормальное, «болезненное» явление, результат неправильного развития. Другая часть психологов утверждает, что наличие кризисов в развитии закономерно. Более того, по некоторым представлениям, ребенок, не переживший по-настоящему кризис, не будет полноценно развиваться дальше. 
  Однако, никто из исследователей не может отрицать самого факта существования этих своеобразных периодов в детском развитии. 
 Кризисные периоды с внешней стороны характеризуются чертами, противоположными стабильным периодам. В этих периодах на протяжении относительно короткого времени (несколько месяцев, год, и самое большее, два) происходят значительные сдвиги в развитии, и ребенок резко меняется во многих своих чертах. Происходят резкие и капитальные сдвиги и смещения, изменения и переломы в личности ребенка. Развитие может принять в это время катастрофический характер. 
 
Первая особенность таких периодов состоит, с одной стороны, в том, что границы, отделяющие начало и конец кризиса от смежных возрастов, весьма неотчетливы. Кризис возникает незаметно – трудно определить момент его наступления и окончания. С другой стороны, характерно резкое обострение кризиса, происходящее обычно в средине этого возрастного периода. 
  Вторая особенность – трудновоспитуемость значительной части детей, переживающих критические периоды развития. В школьном возрасте у детей обнаруживается падение успеваемости, снижение работоспособности. В критические возрасты развитие ребенка часто сопровождается конфликтами с окружающими. Внутренняя жизнь ребенка порой связана с болезненными и мучительными переживаниями, с внутренними конфликтами. Правда, у разных детей критические периоды проходят по-разному. 
  Третьей особенностью является негативный характер развития. То есть, развитие ребенка в критический период совершает скорее разрушительную, чем созидательную работу. Прогрессивное развитие личности ребенка, которое наблюдалось в стабильный период, как бы затухает, временно приостанавливается. Ребенок не столько приобретает, сколько теряет из приобретенного прежде. Наступление кризисных возрастов не отмечается появлением новых интересов ребенка, новых стремлений, новых видов деятельности. То есть, развитие в кризисные периоды, как бы меняет свое позитивное, созидательное значение в отрицательную, негативную сторону. Многие авторы убеждены, что негативным содержанием исчерпывается весь смысл развития в критические периоды. 
  Самое существенное содержание развития в критические возрасты заключается в возникновении новообразований, которые по форме и содержанию специфичны и своеобразны. Их главное отличие от новообразований стабильных возрастов в том, что они носят переходный характер. Они не сохраняются в том виде, в каком возникают в критический период, и не входят в структуру будущей личности. Они весьма неустойчивы и в следующем стабильном периоде трансформируются, поглощаются другими новообразованиями, растворяются в них и, таким образом, отмирают. 
  Понятия об отдельных кризисных возрастах вводились в науку в случайном порядке эмпирическим путем. 
   Раньше других был открыт и описан кризис 7 лет. Негативное содержание этого возраста проявляется в нарушении психического равновесия, в неустойчивости воли, настроения и т.д. 
   Позже был открыт и описан кризис 3-летнего возраста – фаза строптивости и упрямства. В этот период, ограниченный кротким промежутком времени, личность ребенка претерпевает резкие и внезапные изменения. Ребенок становится трудновоспитуемым. Он проявляет строптивость, негативизм, упрямство, капризность, своеволие. 
    Еще позже был изучен кризис 13 лет – негативная фаза возраста полового созревания. 
 Затем был изучен кризис 1 года и, наконец, самым последним открытием характеризуется кризис новорожденности. 

Вот и все. До скорых встреч.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Rambler's Top100