пятница, 24 февраля 2012 г.

Психологическая готовность ребенка к школе

Готовность к школе – уровень морфологического, психического развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными, не приведут к нарушению здоровья и социально-психологической адаптации ребенка, к снижению эффективности обучения. 


Для чего определяется готовность ребенка к школе: 

1. у не готовых к школе детей труднее и длительнее проходит процесс адаптации; 

2. не готовые к шкале дети менее работоспособны; 

3. быстрее утомляются; 

4. имеют более длительный период формирования навыков письма, чтения и счета; 

5. гораздо чаще проявляется комплекс в обучении, который не ликвидируется в начальной школе; 

6. большая часть детей не справляется с нагрузками не только в первом классе, но и на протяжении всех лет обучения в начальной школе; 

7. у таких детей значительно чаще отмечается отклонения в состоянии здоровья и в процессе обучения здоровье ухудшается. 

В процессе предварительного обследования ребенка до школы определяется: 

- есть ли факторы риска в истории раннего развития ребенка; 

- какую помощь ребенку могут оказать педагоги и родители за пол года или год до школьного обучения; 

- какой вариант индивидуальной работы с ребенком будет наиболее эффективным. 


Поэтому готовность ребенка к школьному обучению – это интегральная характеристика развития ребенка включающая определение состояния здоровья и физического развития; личностное, интеллектуальное и речевое развитие; развитие координации движений и зрительно-моторной ориентации. 

Следовательно, подготовка к школьному обучению должна вестись по трем основным линиям

1) общее развитие: развитие памяти, внимания, интеллекта, запас знаний и представлений, умение действовать во внутреннем плане; 

2) воспитание умения произвольно управлять собой. 

3) Формирование мотивов побуждающих к учению. 

Л.И Божович выделяет несколько параметров психического развития ребенка наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе. Среди них уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательный и социальный мотивы учения. А также развитие произвольного поведения и интеллектуальной сферы. Но наиболее важный мотивационный план. Божович выделяла две группы мотивов учения: 

1. Широкие социальные мотивы учения или мотивы, связанные с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений. 

2. Мотивы, связанные с учебной деятельностью или познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми знаниями, умениями и навыками. 

Внутренняя позиция школьника – считается основным критерием готовности ребенка к школе. Новообразование «внутренняя позиция школьника» представляет собой сплав двух потребностей – познавательной и потребности в общении со взрослыми на новом уровне. Позволяет ребенку включаться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в сознательном формировании и исполнении намерений и целей; выражается в произвольном поведении ученика. 

Эльконин определил произвольное поведение как рождающееся в ролевой игре в детском коллективе, позволяющий ребенку подняться на более высокий уровень развития, чем он это может сделать в одиночку, так как коллектив корректирует нарушения в подражании, предполагаемому образцу, тогда как самостоятельный контроль осуществить ребенку очень трудно. Выделил в качестве основных критериев готовности к школе: 

1. Сформированность игровой деятельности: способность к переносу значений с одного предмета на другой (езда верхом на палке, каша из песка), умение соотнести роль и правило (игра в дочки-матери, ведет себя как дочь или как мать), умение подчиниться открытому правилу игры, уровень развития наглядно-образного мышления, соотнесение зрительного и смыслового поля, использование символических средств (черта – граница, палочка - лошадь), уровень развития общих представлений (осведомленность, элементарные логические выводы. 

2. Зачатки учебных новообразований. 

Е.А. Бугрименко, А.Л. Венгер, К.Н. Поливанова при разработке программного комплекса диагностики психического развития детей шести лет, считают целесообразным наряду с учетом основных характеристик возрастного развития, исходить также из тех конкретных условий, в которые ставит ребенка-первоклассника школа. 

В качестве основных требований к ребенку в школе они выделяют: 

1) сформированность определенного уровня произвольности – умение организовать и контролировать свою двигательную активность, действовать в соответствии с указаниями взрослого, анализировать предложенный образец, выделяя его из материала; 

2) определенный уровень мышления и речи; 

3) наличие желания идти в школу. 

Для оценки способности ребенка выполнять эти требования, они используют набор диагностических процедур позволяющих оценить: 

а) уровень развития предпосылок учебной деятельности, умение внимательно и точно выполнять последовательные указания взрослого, самостоятельно действовать по его заданию, ориентироваться на систему условий задачи, преодолевая влияние побочных, отвлекающих факторов; 

б) уровень развития наглядно-образного мышления, служащего основой для последующего полноценного развития логического мышления. 

Запорожец, Леонтьев, Мухина, Люблинская в качестве критериев готовности выделяют: понимание ребенком смысла учебных задач; осознание способов выполнения действия; навыки самоконтроля и самооценки; развитие волевых качеств; умение наблюдать, слушать, запоминать. 

Г.Г. Кравцов и Е.Е. Кравцова отнесли к основным сторонам психологической готовности – личностную зрелость. Такая зрелость проявляется в трех системах отношений: 

- отношение ребенка к взрослому, его произвольность, то есть влияние контекста или внеситуативность; 

- отношение ребенка к сверстнику, то есть способность к сотрудничеству и содержательному общению; 

- отношение ребенка к самому себе или уровень самосознания. 

Саллина в свою очередь выделяет: произвольность как одну из предпосылок учебной деятельности; уровень сформированности семиотической функции (знаковой); личностные характеристики (особенности общения, умение совместно действовать, для решения поставленных задач, развитие эмоциональной сферы). 

Овчарова описывает отдельные стороны готовности ребенка к школе. 

1. Физическая готовность: общее физическое развитие (нормальный вес, рост, мышечный тонус и др.), состояние зрения, слуха, моторики (мелких движений кисти рук и пальцев), состояние нервной системы (степень возбудимости, уравновешенности, силы и подвижности), общее состояние здоровья. 

2. Интеллектуальная готовность: словарный запас, кругозор, уровень развития познавательных процессов, высшие формы наглядно-образного мышления, умение выделять учебную задачу и превращать ее в самостоятельную цель деятельности. 

3. Личностная и социально-психологическая готовность: сформированность новой социальной позиции «внутренняя позиция школьника», формирование группы нравственных качеств необходимых для учения, формирование произвольности поведения. 

4. Эмоционально-волевая готовность: ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действия, преодолевать препятствия. 

Структура готовности ребенка к школе, как утверждает Гуревич, должна включать пять критериев, а именно: 

1) умственная готовность – предполагает достаточную зрелость познавательных процессов (восприятие, памяти, мышления, воображения и речи); владение знаниями, умениями и навыками по программе обучения и воспитания в детском саду, сформированность общих интеллектуальных умений; 

2) Личностная готовность – предполагает зрелость мотивов учебной деятельности, развитое познавательное отношение к внешнему миру, определенный уровень самосознания, коммуникативная зрелость, как сформированность средств, навыков и желания общаться, достаточный уровень эмоционального и волевого развития психики ребенка. 

3) Мотивационная готовность – обнаруживает себя в том, что ребенок хочет учиться, он понимает и обосновывает важность и необходимость учения, ему интересно узнавать, то чему учат в школе. 

4) Эмоциональная готовность – проявляется в разнообразии переживаний ребенка, в способности правильно реагировать на похвалу и порицание, умение сдерживать и регулировать проявления своих чувств, преобладание положительных эмоций. 

5) Волевая готовность – значительная произвольность поведения и психических процессов, то есть способность ребенка управлять и контролировать собой. Сформированность воли позволяет ребенку выполнять данное ему взрослым не очень интересное задание, проявлять упорство, настойчивость при выполнении трудных задач и умение доводить работу до конца. 

М.И. Лисина основным компонентом готовности к школе выделяет коммуникативную готовность как результат определенного уровня общения со взрослыми. 

Четыре формы общения ребенка со взрослым: 

1. Ситуативно-личностное (младенцы). 

2. Ситуативно-деловое (до 4 лет). 

3. Внеситуативно-познавательное (4-5 лет). 

4. Внеситуативно-личностное (5-6 лет). 

Венгер и Шнебург считают, что в основе успешного обучения в младшей школе лежат полноценные мотивы учения, положительное отношение к школе, правильная самооценка, умение и желание добросовестно выполнять учебные задания. 

Вот и все.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Rambler's Top100