среда, 28 марта 2012 г.

Методика фонационного тренинга

  В институте был у нас предмет «Методы преподавания психологии» (МПП кратко если), что мы изучали в рамках этой дисциплины уже не помню (наверное, как преподавать психологию), но помню одно занятие. Целью занятия было попробовать себя в роли преподавателя. Мы должны были выходить перед аудиторией и как бы «читать лекцию». И вот, что получилось. Выходит студент, стоит как на расстрел перед всей группой и очень не активно мычит. Причем, пока он там позорится, все остальные герои с места «вот я ща выйду и растяни меха гармошка». Но как только оказывались там «все пропало»: голос, смелость, азарт, а главное способность говорить, осталось только мычать. Вот такой вот феномен. 
Преподаватель, оценив ситуацию, предложила нам освоить «Методика фонационного тренинга». Методика включает три этапа. Я буду выкладывать их частями. 
Цель занятия. Овладение навыками речевого дыхания, правильной дикции, управление фонацией и соблюдение гигиены голоса. 
Оснащение. Настенное и карманное зеркала. 
Порядок работы. Работа должна проводиться в светлом и хорошо проветриваемом помещении в форме коллективного или индивидуального тренинга. 
Программа фонационного тренинга включает в себя несколько групп упражнений. 

На первом этапе отрабатывается речевое (фонационное) дыхание: диафрагмально-нижнереберный тип, направленность, длительность, интенсивность, распределение и добор воздуха в процессе речи. Тренировка начинается с приведения человека в состояние покоя и расслабления мышц плеч, грудной клетки и рук, что возможно в любом из трех положений: стоя, сидя, лежа. Для постановки наиболее рационального диафрагмально-нижнереберного дыхания предлагается с целью контроля положить руку областью лучевого сгибателя кисти на нижние ребра грудной клетки и выполнить следующие упражнения. 
1. Производится быстрый бесшумный вдох, переходящий в длительный и спокойный выдох. От наполнения легких воздухом во время вдоха отмечается движение стенки живота и нижних ребер вперед и в стороны; на выдохе они постепенно занимают свое исходное положение. 
2. Выдох направляется к местам активной артикуляции и фокусируется в одной точке — на губах. Для достижения, а затем закрепления этого навыка губы слегка вытягиваются вперед, не изменяя своего положения. При этом, длительно и слитно (3—6 раз) произносятся специально подобранные звуки, слоги, слова и фразы типа: «у», «о», «ух», «ухо», «уж», «урок», «уснуть», «утюг», «уют», «кто от кого, тот в того», «чужую беду руками разведу», «дружба дружбой, служба службой», «за труд чтут», «очи ушей верней», «повинную голову меч не сечет». 
3. Удлиняется речевой выдох. Сначала используется счет до шести, потом до десяти, пятнадцати, двадцати пяти (прямой, обратный, порядковый и пр.). При выполнении этого упражнения следует придерживаться умеренного темпа с четким проговариванием каждого слова в полном его объеме, обращать внимание на слияние слов, на ровное распределение выдоха на протяжении всего счета и сохранность резерва — небольшого количества воздуха, которое всегда должно оставаться в легких. Далее счет заменяется поговорками, скороговорками и стихотворными отрывками, произносимыми на одном выдохе. Систематическое выполнение этих упражнений способствует развитию интенсивности дыхания. 
4. Отрабатывается умение использовать паузы для добора воздуха. С этой целью в процессе проговаривания текста нижние отделы грудной клетки и на выдохе следует удерживать в несколько увеличенном объеме, при этом выдыхательные мышцы не возвращают дыхательный аппарат в исходную позицию — парадокс речевого дыхания. Данное упражнение следует начинать осваивать значительно позже предыдущих. Главное условие добора воздуха, а не нового вдоха — это использование каждой удобной паузы для незаметного принятия в легкие новых порций воздуха с подключением всех дыхательных мышц. 
При выполнении упражнений следует иметь в виду, что тренировка речевого дыхания должна осуществляться регулярно, в спокойной обстановке, как в статике, так и в движении с контролем за осанкой (положение спины и головы), за расслабленностью нижней челюсти, мышц рук, особенно кистей. Наиболее частым недостатком дыхания является подъем вверх грудной клетки и втягивание стенки живота внутрь во время вдоха. Во избежание перебора воздуха на вдохе, приводящего к форсированному грубому голосу, делается легкий наклон всего тела вперед. Нужно следить за тем, чтобы паузами не разрывалось течение мысли, не нарушался четкий внутренний ритм и не утрачивалась полнозвучность последнего слова.



Источник:

Крылов Альберт Александрович

Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Rambler's Top100