вторник, 3 апреля 2012 г.

Методика фонационного тренинга. Часть 2


 На втором этапе тренинга добавляются упражнения для дикции. Они направлены на отработку четкости, чистоты и разборчивости речи, которые зависят от активной и правильной работы артикуляторного аппарата. Тренировка мышц речевых органов проводится перед зеркалом. 



Первая группа дикционных упражнений направлена на стимуляцию нёбно-глоточных структур: 


1. Распластывание языка при широко открытой ротовой полости так, чтобы кончик его прилегал к нижним резцам, а корень был опущен; сдвиг гортани и глотки вниз и поднятие мягкого нёба вверх, в целом — позиция типа «показать горло врачу»; затем — удержание этого положения при закрытой ротовой полости. 

2. Выдыхание теплой струи воздуха с артикулированием гласных: «а», «э», «о», «ы», затем звукосочетаний «ба», «да», «га»; выполняется в аналогичных условиях. 

3. Произнесение гласных и звукосочетаний: «а», «йа», «ба» с опорой подбородка на сцепленные пальцы и движением головы вверх на выдохе. 

4. Мысленное произнесение с сомкнутыми губами звука «п», а затем беззвучно — звукосочетание «аэо». 

5. Медленное произнесение звуков «к» и «г». 

6. Длительное и звучное произнесение звукосочетания «м — м'». 

7. Произнесение фраз с имитацией позевывания: «на мели мы налима ловили», «полили ли лилию, видели ли Лидию?» и др. 


Вторая группа дикциоиных упражнений направлена на тренировку мышц языка, губ и нижней челюсти, а также на отработку координации внутригло-точной и внешней артикуляции. Гимнастика для губ включает следующие упражнения: 

1. Произнесение звукосочетаний «гл», «гн», «кл», «кн», «дл», «дн», «тл», «тн», «вл», «вн» с длительным звучанием второго согласного, в течение которого верхняя губа должна подниматься все выше и выше. 

2. Аналогичное произнесение звукосочетаний «кс», «гз» и «бз», но с оттягиванием нижней губы вниз. 

3. Произнесение звукосочетания «мвз», с условием большей протяженности звука «в» — для верхней губы и звука «з» — для нижней. 

4. Произнесение звукосочетаний и фраз с активным движением губ: «птка», «попытка — не пытка», «пылинка на былинке», «пекарь Петр пек пироги», «купи кипу пик вкупе с кипой пакетов», «добыл бобыль бобов», «верзила Вавила весело ворочал вилы», «фофан, фофан в землю вкопан» и др. Третья группа включает упражнения по гимнастике языка: 

1. Расслабление и распластывание спинки языка в форме «лопаты», при этом язык лежит на нижней губе. 

2. Выполнение предыдущего упражнения с поднятием языка к верхней губе и произнесением звука «м». 

3. Поднятие краев языка к верхним коренным зубам до образования желобка посередине (с имитацией произнесения звукосочетания «иэ»). 

4. С удержанием уклада языка, заданного нами в предыдущем упражнении (при слегка открытом рте и обзоре положения передней части спинки языка) произнесение свистящих: «з», «с», «ц»; с поднятием передней части языка — шипящих: «ж», «ш», «ч», «щ», а затем с вибрацией языка — «р». 

5. Поднятие узкого языка вверх, опускание вниз, крестообразные движения языком, скольжение кончика языка по твердому нёбу в форме крючка сначала молча, а затем с произнесением гласных «о», «у», «ы». 

6. Частое постукивание кончиком языка о верхние зубы и десны (типа выстукивания телеграфным ключом) с произнесением «ло—ло—лоллл», «лу—лу—луллл», «лы—лы—лыллл». 

7. Четкое и ритмичное проговаривание скороговорок—языковерток, сначала медленно, а затем быстро: «около кола колокола», «наш Полкан из Байкала лакал, Полкан лакал, не мелел Байкал», «уточка — вострохвос-точка вывострохвостила вострохвостят», «брит Клим — брат, брит Глеб — брат, брат Игнат — бородат», «наш шахматист вашего шахматиста перешахматит, перевышахматит», «к Габсбургам из Страсбурга», «всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь», «ткет ткач ткани на платки Тане». 

В упражнениях четвертой группы — для нижней челюсти — следует добиваться эластичности мышц нижней челюсти, в результате чего она свободно и легко опускается вниз и не поглощает произносимые звуки. Для этой цели предлагаются следующие задания: 

1. Расслабление и опускание нижней челюсти как бы под собственной тяжестью. 

2. Произнесение звукосочетаний с отклонением головы назад и удерживанием подбородка на месте: «пай», «бай», «май», «гай», «дай», «тай». 

3. Произнесение звукосочетаний и фраз типа: «ма», «ба», «ва», «дама сдавала багаж», «маяк на скале, как мак», «радует Марка радуги арка». 

4. Произнесение звукосочетаний с поворотом головы и касанием подбородком то правого, то левого плеча: «пай», «дай», «кай». 

5. Произнесение фраз с легким выдвижением нижней челюсти вперед: «топоры остры до поры», «лыком шиты, да мылом мыты», «рвы рыли, да не дорыли». 

Далее навык четкого произношения закрепляется при громком чтении различных текстов. 

Работа над речевым дыханием и дикцией — это собственно и есть начало работы над голосом.

Источник:

Крылов Альберт Александрович

Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Rambler's Top100