четверг, 22 декабря 2011 г.

А надо ли развивать? Эксперимент "Познавательная активность"

   Когда я родила первую дочь, то была абсолютно уверена в том, что ребенка необходимо развивать с пеленок. И с полной уверенностью в своей правоте скупила на районе почти все развивающие игрушки. Как только ребенка просыпалась (а спала она с месячного возраста по 15 мин 4 раза в день, то есть, практически не спала), я хватала игрухи и давай развивать. А именно, укладывала детюшечку перед собой и показывала игрушку. Но не просто показывала, а рассказывала, какого цвета, считала сколько глазиков, какой ротик, какие и сколько сторон, где право, а где лево, сторона загнутая, выгнутая, впуклая, выпуклая и т.д. и т.п. Да не просто рассказывала, а: «Посмотри какая…», «А давай посчитаем», «Ой смотри кто тут у нас» и т.д. Пыталась (теперь понимаю, что умной никто не назовет) вкладывать эти чудо игрушки в ручки, пощупать, так сказать, где у этой красной, круглой с раз, два, три, четыре, пятью шариками внутри, находится ребристое колечко желтого цвета. И вот так обо всех 153 игрушках.
   
Но вот ребенок устал лежать, беру на ручки и ношу по всей квартире. А там, по всей квартире развешаны картинки разных цветов, бабочки, цветочки, буквы на листах А-4 и цифры. Из двухцветного картона вырезали разные геометрические фигуры, вешала на кроватку и просто показывала. В ручки вкладывала различные по текстуре тряпочки, бумажечки. 
  Когда поползла, разрешала заглядывать во все ящички, тумбочки. Сколько круп было рассыпано, вещей разбросано. 
    На детской площадке: сколько ворон, кошек, собачек; как кто гавкает, каркает, мявчит; какого цвета и сколько кустиков, цветочков; а какие камешки красивые, любо дорого глянуть.
     И такая дребедень целый день. И это только 10-я часть моего сумасшествия.
   Телевизор – ай-ай-ай нельзя, только книги, краски в полгода, карандаши в год, в доме все стены порисованы.
  Опомнилась я, когда поняла, что ребенка то сама играть и не умеет, только со мной; в больничку со мной, в дочки матери со мной, в магазин со мной. Я помню себя, набрала баночек, тарелочек ложечек, стала перед зеркалом и давай играть в ведущую телепрограммы «Вкусно готовим», и лечила я исключительно кукол. 
  Теперь дитю 7 лет, а она даже когда я рядом, сижу, читаю или телевизор смотрю, у нас проверка связи каждые 15 минут: «Мама, мама», и не дай Бог я не отвечу, она зазовется но ответ она должна услышать.
   Представьте как я живу.
   Пошла в школу, телефон решили не давать. Но произошел случай (заминировали школу, урод какой-то пошутил, и дети на улице при минус 10 простояли несколько часов), дали телефон, чтоб, если что, так она звонила мне каждые 5 минут, просто так.
   В общем до развивалась.
  Я это к чему. Листала я как-то понравившийся мне журнал и наткнулась на интереснейший эксперимент (в общем-то он и был причиной моих размышлений на тему: до развивалась) "Про познавательную активность: ленивый родитель -- шанс ребенка на нобелевку" (полная версия поста по ссылке).
    А суть его в следующем.
    Маму с ребенком дошкольного возраста приглашали а кабинет, полный всяких развивающих игр и вообще интересных и малопонятных штуковин. Потом экспериментатор извинялся, говорил, что ему надо совсем не надолго отойти и предлагал чувствовать себя в кабинете "как дома", говорил, что можно "посмотреть пока, что у нас тут есть". И уходил. Но недалеко, коварный, а за стеночку, где было особое зеркало, с одной строны как зеркало, с другой -- прозачное, его часто используют для опытов над людьми психологических экспериментов. 
    Через окошко-зеркало он наблюдал, чем заняты мама с ребенком. Основных типа поведения было четыре:
1. Мама грозно шикала на ребенка, чтобы "сидел смирно, ничего не трогал" и они вдвоем неподвижно ждали возвращения специалиста. Если ребенок пытался что-то взять, мама одергивала. 
2. Мама доставала из сумки журнальчик и погружалась в чтение, на ребенка внимания не обращала. Он, постепенно смелея, начинал все брать, рассматривать, крутить и т. д. 
3. Мама воодушевлено говорила ребенку: "Смотри, какие хорошие игры!" И начинала показывать ребенку и объяснять, как в них играть. 
4. Мама, забыв нафиг про ребенка, с азартом хватала то одну игру, то другую и пыталась вникнуть, что это и зачем. Ребенок сам по себе тоже все хватал и рассматривал. 
   Потом психолог возвращался в комнату и проводил с помощью специальной методики тестирование уровня познавательной активности у ребенка. Отгадайте, у детей из какой группы оказались лучшие результаты?
     Самые высокие показатель были у деток самых любознательных мам, из 4 группы. 
    Затем шли дети мам-пофигисток из 2 группы. И гораздо худшие реультаты были у тех, кому все запрещали и у тех, кем руководили (честно говоря сейчас не вспомню, кто из них был большим аутсайдером, но разрыв между теми двумя и этими двумя группами был большой).
     И далее автор журнала итожит:
    Мораль очевидна. Не надо никак особо эту самую познавательную активность развивать. Если ребенок живет в богатой, интересной, интригующей среде, а главное -- если самим родителям ВСЕ ИНТЕРЕСНО и они не тупят каждый вечер перед телевизором, то все само прекрасно разовьется. А еслиродители еще ирадуются проявлениям любознательности у ребенка и не отмахиваются от его вопросов, если у них умные и интересные друзья, с которыми они общаются при детях, если у них интересная и любимая работа, о которой они рассказывают дома, то все вообще классно. Такая вот чудесная новость для ленивых, но любопытных родителей 
Вот оно ЧЕ. До скорых встреч.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Rambler's Top100